Министерство по налогам и сборам Беларуси поддержало позицию Минтранса в части признания компании "Uber ML B.V" диспетчером такси, а автомобильных перевозчиков, являющихся партнерами и осуществляющих перевозки под брендами "Яндекс. Такси" и "Uber" – перевозчиками пассажиров автомобилями-такси.
В письме МНС от 22.01.2020 № 7-2-12/00091 изложена позиция МНС по вопросам:
- выполнения автомобильной перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанной с использованием электронной информационной системы;
- использования в автомобилях-такси КСА, совмещенных с таксометром;
- аренды транспортного средства с экипажем.
Письмо МНС от 22.01.2020 № 7-2-12/00091 "О направлении информации"
Министерство по налогам и сборам (далее – МНС), рассмотрев письмо Министерства транспорта и коммуникаций (далее – Минтранс) от 27.11.2019 № 03-01-10/10918, сообщает.
Позиция Минтранса в части признания компании "Uber ML B.V" диспетчером такси, а автомобильных перевозчиков, являющихся партнерами и осуществляющих перевозки пассажиров под брендами "Яндекс. Такси" и "Uber" – перевозчиками пассажиров автомобилями-такси, поддерживается.
В этой связи МНС в пределах компетенции считает возможным также высказать позицию по вопросу организации деятельности по осуществлению автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси.
1. Выполнение автомобильной перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанной с использованием электронной информационной системы (далее – ЭИС).
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" (далее – Закон) диспетчер такси – юридическое лицо, оказывающее услуги по организации и управлению технологическим процессом выполнения автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, включая прием и передачу заказов на выполнение автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, справочно-информационные, консультационные и иные сопутствующие услуги, в том числе с использованием средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет, в частности посредством электронной информационной системы с функцией оплаты в безналичном порядке. Электронная информационная система (далее – ЭИС) является информационной системой, зарегистрированной в установленном Советом Министров Республики Беларусь порядке в Государственном регистре информационных систем, посредством которой диспетчер такси или автомобильный перевозчик обеспечивают организацию и управление технологическим процессом выполнения автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси с использованием средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет и посредством которой оплата пассажирами выполненных автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси осуществляется в безналичном порядке в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью двенадцатой статьи 27 Закона, выполнение автомобильной перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанной с использованием ЭИС, осуществляется с выключенным кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром (при его наличии). Если автомобильный перевозчик выполняет автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанными только с использованием ЭИС, предусматривающей безналичный порядок оплаты, оборудование автомобилей-такси такого автомобильного перевозчика кассовыми суммирующими аппаратами, совмещенными с таксометром, не требуется.
В соответствии с частью седьмой пункта 13 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 "О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров" (далее – Правила), автомобиль-такси (за исключением автомобиля-такси, выполняющего автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанные с использованием ЭИС), должен быть оборудован кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром, прошедшим метрологический контроль в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений и включенным в Государственный реестр, с указателем режимов использования автомобиля-такси, другим дополнительным оборудованием кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, и средством контроля налоговых органов (далее – СКНО).
Пунктом 164 Правил определено, что водитель автомобиля-такси обязан по окончании автомобильной перевозки выдать пассажиру платежный документ и произвести с ним расчет, а в случаях оплаты пассажирами выполненных автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси в безналичном порядке – направить на адрес электронной почты, указанный заказчиком автомобильной перевозки пассажиров автомобилями-такси, электронную квитанцию.
Таким образом, с учетом требований Закона и Правил если посредством ЭИС осуществляется заказ автомобильной перевозки пассажира и оплата за нее производится наличными денежными средствами, то такую автомобильную перевозку пассажира следует рассматривать как автомобильную перевозку пассажира автомобилем-такси, заказанную у диспетчера такси или автомобильного перевозчика, самостоятельно выполняющего прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси, при помощи глобальной компьютерной сети Интернет. Соответственно, в таких случаях прием наличных денежных средств должен осуществляться с обязательным использованием кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, с установленным СКНО.
2. Использования кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометром, в соответствии со сферой применения.
В соответствии с пунктом 11 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16), юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны использовать кассовые суммирующие аппараты, в том числе совмещенные с таксометром, билетопечатающие машины (далее, если не установлено иное, – кассовый аппарат), модели (модификации) которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр), в соответствии со сферой применения, указанной в Государственном реестре. В соответствии с пунктом 17 Положения № 924/16 не допускается использование кассового аппарата в случаях, если модель (модификация) используемого кассового аппарата не соответствует сфере применения, указанной в Государственном реестре.
Модели кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометром, включены в раздел 3 Государственного реестра "КСА, СОВМЕЩЕННЫЕ С ТАКСОМЕТРАМИ" сфера применения которых – "Услуги автомобильного транспорта по перевозке пассажиров автомобилями-такси".
Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями-такси обязаны использовать при приеме наличных денежных средств модели кассовых суммирующих аппаратов, совмещенные с таксометром.
Модели кассовых аппаратов с иной сферой применения, которые не включены в раздел 3 Государственного реестра, не могут использоваться при оказании услуг автомобильного транспорта по перевозке пассажиров автомобилями-такси.
За нарушение требований пунктов 11 и 17 Положения № 924/16 к виновным лицам применяются меры административной ответственности, предусмотренные частью 1 статьи 12.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
3. По вопросу аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (далее – аренда транспортного средства с экипажем) считаем возможным отметить следующее.
Согласно статье 4 Закона автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении включают в себя следующие виды автомобильных перевозок пассажиров:
автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси;
автомобильные перевозки предварительно организованной заказчиком автомобильной перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении группы пассажиров к месту их работы, учебы, проведения массовых мероприятий, а также в связи со служебной командировкой и (или) обратно из таких мест, автомобильные перевозки, выполняемые в целях организации туристических путешествий, в том числе экскурсий, проведения свадебных, юбилейных и иных торжеств, ритуальных обрядов;
автомобильные перевозки, выполняемые в целях транспортного обслуживания государственных органов (организаций) в случаях, предусмотренных законодательством;
иные виды автомобильных перевозок пассажиров, установленные Советом Министров Республики Беларусь.
В соответствии с статьями 603–612 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. Члены экипажа являются работниками арендодателя и по вопросам управления и технической эксплуатации транспортного средства подчиняются распоряжениям арендодателя, а по вопросам, касающимся эксплуатации транспортного средства, распоряжениям арендатора. Договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока.
В силу статьи 741 ГК по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Требованиями статей 21, 26, 35 Закона установлено, что автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, за исключением автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, выполняются на основании заключенного в установленном порядке договора фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров с оформлением соответствующего заказ-наряда.
Таким образом, субъект хозяйствования, предоставляющий арендатору транспортное средство во временное пользование, обязан заключить письменный договор аренды (фрахтования) и, осуществляя автомобильную перевозку пассажира, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к автомобильному перевозчику, осуществляющему перевозку пассажиров в нерегулярном сообщении на основании договора фрахтования (в том числе оформить заказ-наряд).
Автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, выполняемые на условиях публичного договора, относятся к автомобильным перевозкам пассажиров автомобилями-такси.
Следовательно, перевозка пассажиров, выполненная на условиях публичного договора, без соблюдения требовании, предъявляемых к перевозке пассажиров по договору аренды транспортного средства с экипажем (фрахтования), является перевозкой пассажиров автомобилями-такси, со всеми вытекающими из этого обязанностями.
Направляется в порядке информирования.
Заместитель Министра В.В.Муквич