Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

12 May 2017

Уплата экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и экологического налога за хранение, захоронение отходов производства была одной из тем, обсуждаемых в ходе практической экспертной конференции «Главбух-2017».

На поступившие в ходе конференции вопросы отвечал Александр Николаевич Гнедов – практикующий эколог, имеющий значительный стаж работы в сфере природопользования, в т.ч. в Минприроды Республики Беларусь.

Организация получила разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – выбросы загрязняющих веществ). Суммарный объем выбросов согласно разрешению – 2,7 т в год. Организация не уплачивает экологический налог за выбросы загрязняющих веществ, потому что указанный в разрешении объем менее льготного предела, установленного п. 2 ст. 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), т.е. менее 3 т в год |*|.

* Вопрос об особенностях уплаты налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при наличии стационарного источника выбросов загрязняющих веществ доступен для подписчиков электронного «ГБ»

Что должна контролировать организация, чтобы не стать плательщиком налога за выбросы загрязняющих веществ и не нарушить природоохранное законодательство?

Чтобы не нарушить природоохранное законодательство, организации необходимо:

– контролировать количество потребления сырья, материалов в сравнении с показателями, указанными в справке «Данные о потреблении и свойствах всех видов топлива, сырья и вспомогательных материалов, веществ и препаратов, которые используются (планируется использовать)»*;

– своевременно корректировать результаты инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и соответственно разрешения.
__________________________
* Форма справки содержится в приложении 1 к Инструкции о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Минприроды Республики Беларусь от 23.06.2009 № 42 (далее – Инструкция об инвентаризации выбросов).

Разрешение – это специальный документ, который выдают территориальные органы Минприроды организациям, эксплуатирующим стационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Однако прежде, чем получить разрешение, организации должны провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Справочно: порядок проведения инвентаризации изложен в Инструкции об инвентаризации выбросов.

Одна из задач, решаемая при инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, – это расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые устанавливаются в разрешении.

Величины рассчитываемых нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух зависят от множества факторов, в т.ч. от количества потребления и свойств топлива, сырья и вспомогательных материалов, используемых в технологических процессах, влекущих образование загрязняющих веществ.

На начальном этапе проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ природопользователь готовит справку «Данные о потреблении и свойствах всех видов топлива, сырья и вспомогательных материалов, веществ и препаратов, которые используются (планируется использовать)».

Именно данные этой справки используются в расчетах нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Например, в справке указано, что потребление сырья «А» составляет 200 т в год, а сырья «Б» – 30 т, что обеспечивает выпуск 2 млн. единиц продукции в год. Что это означает?

Это значит, что когда получено разрешение, то установленные в нем нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух взаимосвязаны с данными о топливе, сырье и вспомогательных материалах, которые указаны в справке.

Получение сведений о количестве используемого топлива, сырья и вспомогательных материалов, указанных в справке, позволяет организовать контроль за соблюдением разрешения.

Зависимость выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от потребления сырья, материалов не носит линейный характер, но для организации контроля можно принять, что эта зависимость прямо пропорциональная. Чем больше потребления сырья, материалов, тем больше объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Поэтому если количество потребления сырья, материалов за год больше указанного в справке, то фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух будут больше указанных в разрешении.

В Инструкции об инвентаризации выбросов сказано, что в течение периода действия акта инвентаризации природопользователь должен провести корректировку результатов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух отдельных источников выделения загрязняющих веществ и (или) источников выбросов в случае изменения технологии и объемов производства, качества и вида применяемого топлива, сырья или веществ, после проведения реконструкции, ремонта, модернизации технологического, вентиляционного, газоочистного оборудования. Иными словами, организации необходимо наладить контроль за количеством потребления сырья, материалов.

Для отопления производственного цеха организация приобретает 2 водогрейных котла теплопроизводительностью 60 кВт каждый. В качестве топлива будут использоваться дрова.

Организация хотела бы знать:

1. При каких условиях эксплуатации этих котлов она не будет признаваться плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ? |*|

* Информация о том, когда организации становятся плательщиками экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и за сброс сточных вод, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Организация не будет признаваться плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ, если образующиеся от 2 котлов дымовые газы будут поступать не в одну, а в 2 дымовые трубы. Такое решение вопроса освобождает организацию от получения разрешения.

Давайте разберемся с этим подробнее.

Экологическим налогом облагаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух:

– указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (подп. 1.1 п. 1 ст. 205 НК).

Как мы уже ранее упоминали, разрешение выдается на деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, и содержит установленные для этих источников нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (подп. 2.2 п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 33 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»; далее – Закон № 2-З);

– суммарный объем которых составляет 3 т и более в год (абз. 1 п. 2ст. 205 НК).

2. Надо ли получать специальное разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух?

По общему правилу разрешение требуется только при эксплуатации стационарных источников выбросов, когда суммарный выброс от всех источников составляет более 0,1 т в год независимо от состава выбросов.

Справочно: порядок получения разрешений определен Положением о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664.

Порядок установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух определен одноименной инструкцией, утвержденной постановлением Минприроды Республики Беларусь от 23.06.2009 № 43 (далее – Инструкция № 43).

Для всех стационарных источников выбросов рассчитываются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Под это правило не подпадают источники выбросов, указанные в приложении 2 к постановлению Минприроды Республики Беларусь от 29.05.2009 № 31 (п. 4 Инструкции № 43).

В п. 1 приложения 2 указано, что установки мощностью менее 100 кВт (газопоршневые, газотурбинные, когенерационные, котельные и иные топливосжигающие, отопительные и технологические печи, теплогенераторы) являются объектами воздействия, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Следовательно, для их эксплуатации не нужно получать разрешение.

Понятие «котельная установка» разъяснено в СНиП II-35-76 «Нормы проектирования. Котельные установки». Котельная установка – это котел, агрегатированный горелочными, топочными тягодутьевыми устройствами, механизмами для удаления продуктов горения и использования теплоты уходящих газов (экономайзерами, воздухоподогревателями и т.д.) и оснащенный средствами автоматического регулирования, контроля и сигнализации процесса выработки теплоносителя заданных параметров.

Котел, в котором происходит сгорание топлива, является источником выделения загрязняющих веществ (п. 8 ст. 1 Закона № 2-З). Дымовая труба – источник выбросов (п. 7 ст. 1 Закона № 2-З), так как через нее загрязняющие вещества, образующиеся при сжигании топлива в котле, поступают в атмосферный воздух.

С учетом понятия «котельная установка» возможны 2 варианта развития событий.

Вариант 1. Организация имеет 2 котельные установки, если у каждого котла своя дымовая труба.

Вариант 2. Организация имеет одну котельную установку, если образующиеся дымовые газы от 2 котлов поступают в 1 дымовую трубу.

С учетом льготы для установок (100 кВт) в первом варианте удаления дымовых газов каждая котельная установка признается ненормируемым источником выбросов, для эксплуатации которых не требуется получать разрешение. Во втором варианте необходимо получить разрешение, так как мощность котельной установки 120 кВт, а это больше порогового значения в 100 кВт.

В отношении котельной установки по первому варианту организация однозначно не будет плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ, причем независимо от годового объема потребляемых дров в качестве топлива.

В отношении котельной установки по второму варианту организация будет плательщиком налога, если выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно полученному организацией разрешению составит 3 т и более в год |*|.

* Информация о том, по какой форме (новой или старой) следовало представить не позднее 20 февраля и не позднее 20 апреля 2017 г. декларацию по экологическому налогу, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup