Обращение отходов товаров и отходов упаковки: что изменилось в 2016 году?

22 July 2016

19 июля 2016 г. в редакции журнала «Главный Бухгалтер» состоялась «Прямая линия». Нашей гостьей была Татаринцева Надежда Андреевна, заместитель директора ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов».

Она ответила на все вопросы читателей, поступившие в ходе «Прямой линии».

Наиболее интересные и актуальные из них предлагаем вашему вниманию.

Организация разместила партию посудомоечных машин бытовых (код ТН ВЭД ЕАЭС 8422 11 000 0) на складе временного хранения (далее – СВХ) сроком на 2 месяца. Данный товар упакован в картонные коробки.

Товар со склада берут небольшими партиями, помещают под процедуру выпуска для внутреннего потребления и затем реализуют на территории республики.

1. Подпадает ли организация под действие Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313)?

Подпадает.

Организации, импортирующие товары, указанные в приложении к Указу № 313, и товары в полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковках, упаковке из комбинированных материалов, обязаны обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование:

– отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении к Указу № 313 |*| (далее – отходы товаров);

– отходов полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары (далее – отходы упаковки).

* Порядок выполнения обязанности, определенной Указом № 313, доступен для подписчиков электронного «ГБ»

В данном случае такая позиция, как посудомоечные машины бытовые, классифицируемые кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8422 11 000 0, включена в приложение к Указу № 313. Картонная упаковка также подпадает под действие Указа № 313.

Следовательно, организация является обязанным лицом, которое должно обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и отходов упаковки.

Если организация не планирует применять собственную систему сбора указанных отходов, то для выполнения данной обязанности ей надо заключить договор с ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – оператор) и вносить на его текущий (расчетный) банковский счет соответствующую плату.

2. Обязанность у организации возникает в отношении всей партии ввезенного товара (посудомоечных машин бытовых) или только в части тех партий, которые помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления?

В отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Чтобы правильно ответить на данный вопрос, рассмотрим, что из себя представляют временное хранение импортных товаров на СВХ, таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления и как в этом случае можно определить дату возникновения обязанности у организации.

Для этого воспользуемся нормами:

Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС).

Временное хранение товаров – это хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения (например, СВХ) до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой (ст. 167 ТК ТС).

То есть организация не вправе передавать на комиссию или реализацию товар (в нашем случае это посудомоечные машины бытовые), хранящийся на СВХ, пока он не будет помещен под процедуру выпуска для внутреннего потребления.

При помещении иностранных товаров под указанную процедуру они находятся и используются на таможенной территории ЕАЭС, в число которых входит Республика Беларусь, без ограничений по их использованию и распоряжению;

Указа № 313.

Указом № 313 определено, что датой возникновения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки по ввозимым товарам, указанным в приложении к Указу № 313, является дата выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (часть четвертая подп. 1.5 п. 1 Указа № 313).

Из вышеизложенного следует, что у организации в отношении товаров, размещенных на СВХ, обязанность по внесению платы оператору до их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления не наступает.

Справочно: сумма платы, подлежащая внесению на текущий (расчетный) счет оператора |*| за отчетный период, определяется исходя из стоимости бытовой техники, которая была помещена под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в данном периоде.

* Вопросы, проверяемые специалистами ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов», доступен для подписчиков электронного «ГБ»

Предприятие производит соки и консервированную овощную продукцию. Оно приобрело по договору купли-продажи стеклянные банки емкостью 3 л, 1 л, 0,5 л (код ТН ВЭД ЕАЭС 7010 90 100 9).

Часть банок оказалась бракованной и была возвращена российскому резиденту – продавцу.

В отношении какой партии предприятие является плательщиком сбора: всей ввезенной стеклотары или только в отношении качественной?

Зависит от даты вывоза бракованного товара.

Датой возникновения обязанности по внесению платы на основании Указа № 313 по товарам, ввозимым с территории Российской Федерации, является дата принятия их на учет (так как таможенное декларирование и их выпуск в соответствии с таможенными процедурами не производятся).

Обязанность не распространяется на поставщиков в части товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь и реализованных затем за ее пределы, с даты вывоза товаров (абз. 5 части первой и часть вторая подп. 1.3 п. 1 Указа № 313). Положения этой нормы распространяются и на бракованные товары, вывезенные за пределы республики.

Подтверждением вывоза товара (в т.ч. бракованного) может являться международная товарно-транспортная накладная «CMR».

Обращаем внимание, что поставщик в таком случае не только освобождается от внесения платы, но и не должен представлять оператору информацию о выполнении производителями и поставщиками в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (далее – отчет*) в части таких товаров. Иными словами, он не учитывает вывезенные объемы при расчете суммы платы.
__________________________
* Форма отчета утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 (далее – постановление № 708).

Сумма платы, подлежащая внесению на счет оператора, за отчетный период будет зависеть от даты вывоза (возврата) бракованного товара продавцу.

Рассмотрим ситуацию на конкретных примерах.

Пример 1. Ввоз банок и вывоз брака произошли в одном отчетном квартале

Организация приобрела стеклотару и приняла товар на учет 15 июля 2016 г., вес товара – 100 т. Бракованная продукция в количестве 10 т согласно CMR-накладной возвращена 5 августа 2016 г.

Дата возникновения обязанности (15 июля 2016 г.) приходится на III квартал 2016 г., т.е. срок для представления отчета в отношении этих товаров и внесения платы на счет оператора – не позднее 22 октября 2016 г.

Так как товар возвращен также в III квартале 2016 г. (5 августа 2016 г.), т.е. до момента представления отчета, то бракованные 10 т банок не нужно указывать в отчете при расчете суммы платы за III квартал 2016 г.

Следовательно, в гр. 2 разд. I отчета за III квартал 2016 г. количество ввезенного товара за отчетный период в тоннах указывается равным 90:

Справочно: начиная с отчета за III квартал 2016 г. суммы в денежном выражении необходимо указывать в деноминированных белорусских рублях (в денежных знаках образца 2009 г.).

Пример 2. Ввоз банок и вывоз брака произошли в разных отчетных кварталах

Организация приобрела банки и приняла товар на учет 30 сентября 2016 г., вес товара – 100 т. Бракованная продукция в количестве 10 т согласно CMR-накладной возвращена 25 октября 2016 г.

Дата возникновения обязанности (30 сентября 2016 г.) приходится на III квартал 2016 г., срок для представления отчета в отношении этих товаров и внесения платы на счет оператора – не позднее 22 октября 2016 г. |*|

* Практический пример заполнения информации о выполнении обязанности, доступен для подписчиков электронного «ГБ»

Так как возврат товара осуществлен в IV квартале 2016 г. после представления отчета оператору (25 октября 2016 г.), то бракованные 10 т банки нужно указывать в отчете при расчете суммы платы за III квартал 2016 г.

В гр. 2 разд. I отчета за III квартал 2016 г. количество ввезенного товара за отчетный период в тоннах указывается равным 100:

При заполнении отчета за IV квартал 2016 г. в разд. I отчета вносится дополнительная строка с указанием кода ТН ВЭД ЕАЭС 7010 90 100 9 и значением в гр. 2, равным (−10).

 

В гр. 4 указывается размер платы, соответствующий размеру платы в отчете за III квартал 2016 г.

То есть, если в IV квартале 2016 г. изменился размер платы, то при отражении в отчете сведений по товарам, обязанность по которым возникла в III квартале 2016 г., это изменение не учитывается.

У организации образовалась переплата оператору.

Как правильно вернуть излишне уплаченные суммы?

Для этого организация представляет оператору письменное обращение произвольной формы. В нем надо указать сумму к возврату в деноминированных рублях и пояснить, в связи с чем она образовалась.

Оператор имеет право запросить у плательщика информацию об экспортно-импортных операциях и проверить законность оснований для возврата уплаченных ранее средств (подп. 4.2 п. 4 Положения о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами, утвержденного постановлением № 708).

Организация ввозит ассортимент товаров с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8471 – комплектующие при сборке компьютеров (ПЭВМ), реализуемых на территории республики.

Данные комплектующие упакованы в бумагу и коробки.

Возникли следующие вопросы:

1. Какой из этих товаров подпадает под действие Указа № 313* – ввозимые комплектующие или собранные ПЭВМ?

________________

* Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313).

Компьютеры, если относятся к продукции собственного производства.

Организации, осуществляющие производство (являющиеся собственниками при производстве из давальческого сырья) и ввоз товаров, указанных в приложении к Указу № 313, ввоз товаров в полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковках, упаковке из комбинированных материалов, обязаны обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование:

– отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении к Указу № 313;

– отходов полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары (далее – обязанность и отходы товаров и отходы упаковки).

Обязанность не распространяется на поставщиков в части ввезенных товаров, названных в приложении, если они предназначены для использования в качестве запасных частей (комплектующих) при производстве других товаров, также названных в приложении к Указу № 313 (абз. 9 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).

Таким образом, в данном случае есть 2 варианта ответа.

Вариант 1. Обязанность возникает только в отношении произведенных компьютеров, если:

1) ввозимые комплектующие предназначены для производства компьютеров, которые тоже содержатся в приложении к Указу № 313 (классифицируются кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8471 30 000 0);

2) эти компьютеры относятся к товарам собственного производства организации.

Справочно: условия и критерии, при соблюдении которых произведенная продукция относится к продукции собственного производства, определены в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2001 № 1817.

Принадлежность продукции производителя к продукции собственного производства подтверждается сертификатом, выдаваемым Белорусской торгово-промышленной палатой, унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительствами и филиалами в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2010 № 1520.

Вариант 2. Если собираемые организацией компьютеры (ПЭВМ) не являются продукцией собственного производства, то обязанность возникает в отношении ввезенных комплектующих с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8471.

2. Возникает ли у организации обязанность в отношении упаковки ввезенного товара?

Не возникает.

У организации не возникает обязанность в отношении упаковки, в которой находятся комплектующие, поскольку она использует ввезенные товары в своей деятельности в качестве материалов (абз. 13 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).

Организация ввозит машинные масла (коды ТН ВЭД ЕАЭС 2710 19 820 0, 2710 19 880 0) в пластиковых канистрах. Она использует масла как материалы при производстве сельскохозяйственной техники.

Является ли организация обязанным лицом в рамках Указа № 313? Если да, то в отношении чего: масел или упаковки?

Не является.

Перечень льгот, освобождающих организации от выполнения обязанности, содержит подп. 1.3 п. 1 Указа № 313 |*|.

* Порядок применения льгот в рамках Указа № 313 доступен для подписчиков электронного «ГБ»

Так, обязанность:

– не возникает у импортеров масел с основным видом деятельности – «производство транспортных средств, машин и оборудования», если данные масла используются как сырье или материалы для производства продукции (абз. 11 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313);

– не распространяется на импортеров в отношении упаковок (в нашем случае это пластиковые канистры), в которые упакованы ввезенные товары, используемые в их деятельности как основные средства, материалы, сырье, запасные части (комплектующие) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд (абз. 13 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).

Таким образом, у организации обязанность не возникает ни в отношении ввозимых масел, ни в отношении канистр.

Организация производит и реализует на внутреннем рынке пленку из полиэтилена. Часть пленки покупатели приобретают для производства полимерной упаковки. Кроме того, организация производит упаковку для своей продукции.

Возникли следующие вопросы:

1. Вправе ли организация применить льготу, освобождающую ее от выполнения обязанности (от уплаты оператору* определенной суммы платы) в отношении пленки, используемой покупателями для производства упаковки?

________________

* ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – оператор).

Вправе, при соблюдении определенных условий.

Производитель пленки освобождается от внесения платы оператору, если эта пленка была использована для производства полимерной упаковки (абз. 9 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).

В приведенной ситуации и пленка, и произведенная из нее упаковка – это товар, названный в приложении к Указу № 313. Обязанность в таком случае возникает в отношении конечной производимой продукции – упаковки.

Если произведенная организацией пленка используется покупателями в качестве сырья (материала) для производства собственной продукции – полимерной упаковки, то обязанность возникает у покупателей – производителей упаковки.

Для применения льготы организация-производитель подтверждает факт того, что произведенная пленка реализована для последующего использования в производстве упаковки. Для этого в договоре на поставку пленки указывают соответствующие цели приобретения покупателем товара и условия представления покупателем документов, подтверждающих использование пленки для производства товаров, названных в приложении к Указу № 313 (часть третья подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).

2. Как правильно исчислить сумму платы в случае, когда организация из указанной пленки сама изготовила упаковку для своей продукции – исходя из объема производства пленки или упаковки из нее?

Исходя из объема произведенной конечной продукции (полимерной упаковки).

Ситуация аналогична и в отношении пленки, которую организация использовала для производства упаковки своей продукции.

Организация вправе применить в отношении такой пленки указанную льготу. Обязанность возникает в отношении произведенной полимерной упаковки, а льгота – в отношении пленки, использованной для производства упаковки.

Соответственно использование пленки для производства упаковки подтверждают данные бухгалтерского учета организации, первичные документы и др.

Сумма платы рассчитывается исходя из количества произведенной и реализованной в Республике Беларусь в отчетном периоде полимерной упаковки (абз. 2 п. 12 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708).

Организация с сентября 2015 г. ввозит электроприборы для укладки волос (код ТН ВЭД ЕАЭС 8516 32 000 0). Эти товары упакованы в полимерную и (или) картонную упаковку.

Договор об организации сбора, обезвреживания и использования отходов товаров и отходов упаковки заключен с оператором только в июле 2016 г.

Каковы дальнейшие действия организации для выполнения обязанности?

Произвести расчет суммы платы за ввезенные товары, в т.ч. до заключения договора, и внести на счет оператора.

В отношении товаров с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8516 32 000 0 и полимерной и (или) картонной упаковки, в которую упакованы эти товары, у организации возникла обязанность, предусмотренная Указом № 313. Организация:

1) рассчитывает сумму платы и вносит на счет оператора.

Сумму рассчитывают за все ввезенные товары и упаковку вне зависимости от того, были они ввезены до или после заключения договора с оператором;

2) представляет информацию о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (далее – отчет).

В данном случае организации надо было заполнить отчеты за III и IV кварталы 2015 г. (по формам, действовавшим в тот период), I и II кварталы 2016 г.

Последний отчет следовало представить оператору не позднее 22 июля 2016 г.;

3) исчисляет самостоятельно пени в размере 1/10 % за каждый день просрочки.

Если плата оператору вносится с нарушением предусмотренных сроков (не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом), то дополнительно плательщик вносит пеню в размере 1/10 % за каждый день просрочки (часть вторая подп. 1.16 п. 1 Указа № 313).

Пени начисляют на рассчитанную сумму платы за ввезенные электроприборы и упаковку исходя из количества дней просрочки.

Пример. Расчет пени

Организация 19 июля 2016 г. перечислила на расчетный счет оператора плату за упаковку и товары (код ТН ВЭД ЕАЭС 8516 32 000 0), ввезенные с сентября 2015 г. по 30 июня 2016 г., и пеню.

Рассмотрим пример расчета пени (см.таблицу).

При расчете суммы применяют размер платы («ставку»), действующий на момент возникновения обязанности.

В отношении товара с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8516 32 000 0 размер платы |*| равен:

в 2015 г. – 0,3 % от контрактной стоимости;

в 2016 г. – 1 %.

* Случаи, когда организации могут не вносить плату оператору за сбор и обезвреживание отходов товаров и отходов упаковки, доступны для подписчиков электронного «ГБ»

Размер платы для упаковки составляет:

– для картонной упаковки – 700 000 руб. за 1 т (2015 г.) и 1 000 000 руб. за 1 т (2016 г., с 1 июля – 100 руб.*);

________________

* Размеры платы в деноминированных рублях определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.07.2016 № 552.

– для полимерной упаковки – 1 000 000 руб. за 1 т (2015 г.) и 1 300 000 руб. за 1 т (2016 г., с 1 июля – 130 руб.).

Справочно: при расчете размера платы, установленной в процентах от стоимости товаров, поставщик использует стоимость ввезенных товаров согласно внешнеторговому договору без учета НДС, таможенных платежей и транспортных расходов.

Если стоимость ввезенных товаров во внешнеторговом договоре указана в иностранной валюте, плата расчитывается по курсу Нацбанка на дату возникновения обязанности.

Датой возникновения обязанности по ввозимым товарам и упаковке считается дата выпуска таких товаров на основании таможенных процедур выпуска для внутреннего потребления, реимпорта либо дата принятия на учет, если таможенное декларирование и выпуск по законодательству не производятся.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup