29 октября 2015 г. в редакции журнала "ГБ" состоялась "Прямая линия" по проблемам, связанным с приемом наличных денежных средств и банковских платежных карточек в 2015 г. На вопросы читателей отвечал консультант управления электронных систем контроля реализации товаров главного управления контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров МНС Республики Беларусь Сергей Иванович Колыкин.
Предлагаем ознакомиться с ответами на наиболее интересные вопросы, прозвучавшие в ходе "Прямой линии".
Организация осуществляет торговлю по образцам с доставкой товаров на дом покупателю либо иное оговоренное им место.
Можно ли передавать кассовый суммирующий аппарат, зарегистрированный в инспекции МНС Республики Беларусь за данной организацией, представителю другого субъекта хозяйствования, осуществляющего доставку товара покупателю, для приема наличных денежных средств?
Передача может производиться поверенным лицам.
Принимать наличные денежные средства |*| при осуществлении розничной торговли по образцам без (вне) торговых объектов (с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место) следует с применением кассового оборудования в порядке, определенном Положением № 924/16*. Зарегистрированное в налоговом органе кассовое оборудование необходимо использовать только субъекту хозяйствования, зарегистрировавшему его в налоговом органе, и нельзя передавать иному субъекту хозяйствования.
__________________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16).
* Информация о порядке расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь доступна для подписчиков электронного "ГБ"
В рамках заключенных договоров, предусматривающих различные способы доставки товаров потребителю, могут быть привлечены поверенные лица, фактически выполняющие доставку товаров от имени продавца потребителю и принимающие наличные денежные средства при продаже товара от имени продавца.
В обоснование приведенных выводов можно привести следующее.
Юридические лица при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, проведении электронных интерактивных игр принимают наличные денежные средства и (или) банковские платежные карточки (в т.ч. при внесении авансовых платежей, предварительной оплаты, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр), и (или) платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь и Положением № 924/16.
Важно! Кассовое оборудование подлежит снятию с регистрации в инспекции МНС при его передаче в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление), во владение и (или) пользование другому лицу (подп. 10.6 п. 10 Инструкции о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассового оборудования и снятия его с регистрации, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 05.09.2011 № 44).
Использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассового оборудования, не зарегистрированного в налоговом органе по месту постановки на учет, запрещено (п. 24 Положения № 924/16).
Предприятие в ноябре 2015 г. планирует осуществлять деятельность по организации общественного питания в ресторане с обслуживанием официантами.
Какое кассовое оборудование для этих целей нужно использовать?
Кассовое оборудование, обеспечивающее единый цикл учета денежных средств, оформления счета и кассового чека.
В объектах общественного питания типа "ресторан с обслуживанием официантами" необходимо использовать кассовое оборудование |*|, указанное в Государственном реестре, которое обеспечивает выдачу счета и может быть использовано в объектах общественного питания с обслуживанием посетителей официантами за столами.
* Дополнительная информация о сроках установления платежных терминалов и средств контроля налоговыми органами на кассовом оборудовании доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Важно! Выпуск кассового оборудования, обеспечивающего в качестве обязательного условия единый цикл учета денежных средств и оформления счета и кассового чека, осуществляют в Республике Беларусь с 1 августа 2015 г. (подп. 3.31 п. 3 постановления Госстандарта Республики Беларусь от 27.11.2013 № 61 "Об утверждении, введении в действие, отмене и изменении технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации").
Дополнительные требования к кассовым суммирующим аппаратам и специальным компьютерным системам, применяемые при расчетах в ресторанах с 1 августа 2015 г., предусматривают запрет выпуска в обращение кассового оборудования, не обеспечивающего требований единого цикла учета денежных средств, оформления счета и кассового чека.
Справочно: выпуск в обращение кассового оборудования означает реализацию кассового оборудования на рынке республики в целях его продажи либо передачи иным способом потребителям, за исключением кассового оборудования, находящегося в установленном порядке в пользовании у юридических лиц.
Субъекты хозяйствования, ранее осуществлявшие обслуживание в ресторанах, вправе использовать имеющееся кассовое оборудование до наступления соответствующих сроков по его замене.
Центр технического обслуживания и ремонта кассового оборудования (далее – центр технического обслуживания) оказывает услуги по техническому обслуживанию и ремонту кассового оборудования и ведет учет использованных средств контроля в журнале учета использования средств контроля по установленной форме.
Можно ли вести такой журнал с помощью программно-технических средств с последующим распечатыванием листов по окончании календарного месяца или по мере необходимости?
Нельзя.
Организации-изготовители, импортеры кассового оборудования и центры технического обслуживания обязаны обеспечить учет полученных и использованных средств контроля. Этот учет должны вести уполномоченные работники в журнале учета использования средств контроля по установленной форме, который должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью организации-изготовителя, импортера кассового оборудования или центра технического обслуживания (п. 12 Инструкции о порядке использования и учета юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство или ввоз на территорию Республики Беларусь кассового оборудования либо его техническое обслуживание и ремонт, средств контроля, предназначенных для установки на кассовое оборудование, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 02.09.2011 № 43; далее – Инструкция).
С учетом изложенного ведение журнала с помощью программно-технических средств с последующим распечатыванием листов по окончании календарного месяца или по мере необходимости Инструкцией не предусмотрен.
Организация оказывает физическим лицам услуги, связанные с депозитарной, брокерской, дилерской деятельностью.
В каком порядке при ведении этой деятельности необходимо осуществлять прием наличных денежных средств?
Необходимо ли при осуществлении такой деятельности использовать кассовое оборудование?
В постоянном месте осуществления деятельности по оказанию физическим лицам различного рода услуг, связанных с депозитарной, брокерской, дилерской деятельностью, субъект хозяйствования должен осуществлять прием наличных денежных средств с применением кассового оборудования. Если указанный вид деятельности осуществляют вне постоянного места нахождения организации, то принимать наличные денежные средства можно без применения кассового оборудования с оформлением соответствующего документа. Обоснуем данный вывод.
При реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщик обязан обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством (подп. 1.13 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь). Данный порядок регламентирован Положением № 924/16.
Исчерпывающий перечень случаев, когда прием наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности можно осуществлять без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов, определен п. 31 Положения № 924/16. К числу этих случаев относят выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности юридического лица (подп. 31.12 п. 31 Положения № 924/16).
Важно! При выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования и платежных терминалов каждый факт приема наличных денежных средств следует оформлять документом с определенной степенью защиты. Информация об изготовлении и реализации такого бланка должна быть включена в электронный банк данных бланков и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (далее – электронный банк данных).
В электронный банк данных включены следующие документы:
– квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов (форма утверждена постановлением Минторга Республики Беларусь от 23.08.2011 № 34);
– приходный кассовый ордер КО-1 (форма и порядок заполнения утверждены постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.03.2010 № 38).
Торговая организация ведет книгу кассира с помощью программно-технических средств.
С какой периодичностью необходимо выводить на бумажный носитель выходную форму "Вкладной лист книги кассира"?
Ежедневно по окончании рабочего дня (смены).
Ведение книги кассира с помощью программно-технических средств допустимо при условии заполнения всех реквизитов, предусмотренных в форме книги кассира |*|, в т.ч. и проставление подписи кассира, формирование выходной формы "Вкладной лист книги кассира", и должно осуществляться ежедневно по окончании рабочего дня (смены). Обоснуем данный вывод.
* Дополнительная информация о порядке ведения книги кассира доступна для подписчиков электронного "ГБ"
На каждую единицу кассового оборудования в месте его установки необходимо вести книгу кассира по установленной форме (п. 14 Положения № 924/16*). Это требование не распространяется на кассовое оборудование, встраиваемое в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы, специальные компьютерные системы, и кассовое оборудование с установленным средством контроля налоговых органов.
_______________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16).
Книга кассира предназначена для ежедневной контрольной записи показаний денежных оборотов, регистрируемых кассовым оборудованием, и должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями руководителя юридического лица и лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, а также печатью юридического лица.
Требования к осуществлению записей в книге кассира следующие:
– ежедневно производить записи в хронологическом порядке перьевой или шариковой ручкой, без помарок;
– записи совершать на основании показаний кассового оборудования и подтверждающих документов;
– в начале рабочего дня (смены) производить запись даты, показаний нарастающего оборота кассового оборудования на начало рабочего дня (смены) и суммы наличных денежных средств, полученных кассиром перед началом работы для расходных операций. По окончании рабочего дня (смены) заполнять остальные реквизиты книги кассира.
Ведение книги кассира с помощью программно-технических средств допустимо при условии заполнения всех реквизитов, предусмотренных в форме данной книги. Листы книги следует формировать в виде выходной формы "Вкладной лист книги кассира". В последней такой форме за каждый месяц должно быть напечатано общее количество листов книги кассира за каждый месяц, а в последней за календарный год – общее количество листов книги кассира за год. Листы книги кассира в выходных формах нумеруют в порядке возрастания с начала года. Выходные формы "Вкладной лист книги кассира" должны быть сброшюрованы в хронологическом порядке в течение года. По окончании календарного года (или по мере необходимости) общее количество листов за год следует заверить подписями руководителя юридического лица и лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, а также печатью юридического лица.
Организация предполагает осуществлять деятельность по перевозке пассажиров в маршрутном такси.
Какой порядок приема наличных денежных средств от пассажиров?
С применением кассового оборудования.
Принимать наличные денежные средства |*| от пассажиров в маршрутном такси следует с использованием кассового оборудования. В подтверждение принятия указанных сумм водитель обязан выдать пассажиру платежный документ, подтверждающий оплату оказанной услуги по перевозке, а также поместить полученные от пассажира наличные денежные средства в ящик для денег кассового оборудования или иное место аналогичного назначения. При осуществлении расчетов в безналичной форме с использованием банковских платежных карточек кассир обязан проводить суммы принятых денежных средств через кассовое оборудование.
* Информация о расчетах наличными денежными средствами доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Вывод основан на следующих нормах законодательства.
При оказании услуг за наличный расчет плательщик должен обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством (подп. 1.13 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь).
При оказании услуг юридические лица обязаны принимать наличные денежные средства и (или) банковские платежные карточки с использованием:
– кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр);
– платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов.
Исключения из данного порядка могут быть предусмотрены законодательными актами Республики Беларусь и Положением № 924/16 (п. 3 Положения № 924/16).
Транспортные средства, в которых пассажиры оплачивают проезд наличными, должны быть оснащены кассовыми суммирующими аппаратами транспорта или кассовыми суммирующими аппаратами, совмещенными с таксометрами, включенными в Государственный реестр и зарегистрированными в налоговом органе (п. 18 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 "О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров").
Организация осуществляет розничную торговлю в торговом объекте оконными блоками и дверями по образцам. В этом же торговом объекте она планирует реализовывать покупателям автомобильные шины.
Можно ли использовать кассовый суммирующий аппарат и платежный терминал, находящиеся в торговом объекте, для принятия денежных средств при продаже автошин?
Можно.
Прием от покупателей наличных денежных средств и (или) денежных средств при осуществлении расчетов в безналичной форме с использованием банковских платежных карточек за оплату автомобильных шин следует производить с использованием кассового оборудования и (или) платежного терминала, установленных в торговом объекте. При этом не имеет значения, что данное кассовое оборудование и платежный терминал организация использует при продаже иных товаров. Приведенный вывод основан на нормах пп. 3, 17 Положения № 924/16.
Внимание! Юридические лица должны использовать кассовое оборудование в соответствии со сферой применения, указанной в Государственном реестре (п. 12 Положения № 924/16).
Организация осуществляет торговлю на автозаправочной станции нефтепродуктами. В отдельно стоящем здании, расположенном на территории автозаправочной станции, есть магазин, в котором реализовывают сопутствующие товары с использованием кассового суммирующего аппарата "МТТ-110Ф". Данный аппарат не используют для отпуска нефтепродуктов.
Необходимо ли в кассовый суммирующий аппарат "МТТ-110Ф" до 1 октября 2015 г. установить средство контроля налоговых органов (далее – СКНО) и какие требования предъявляют к кассовому оборудованию при торговле нефтепродуктами?
С 1 октября 2015 г. кассовое оборудование, используемое для реализации нефтепродуктов, должно быть оснащено СКНО.
Кассовое оборудование на автозаправочных станциях для отпуска нефтепродуктов следует использовать с установленным СКНО с 1 октября 2015 г. При реализации иных товаров установку СКНО на кассовом оборудовании необходимо производить в сроки, определенные подп. 2.6 п. 2 постановления № 924/16.
На кассовое оборудование, применяемое в иных объектах (торговые объекты (магазины), объекты общественного питания (кафе и др.)) и не участвующее в отпуске нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов, природных топливных компримированных газов, следует установить СКНО и подключить его к системе контроля кассового оборудования в сроки, установленные для субъектов хозяйствования в зависимости от их территориального расположения.
Важно! Юридические лица обязаны осуществлять прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек с применением кассового оборудования с установленным СКНО в следующие сроки (см. таблицу):
Кассовый суммирующий аппарат "МТТ-110Ф" включен в Государственный реестр со сферой применения "Торговля, сфера услуг (кроме транспортных, банков, связи, автозаправочных станций, ресторанов)". Данное кассовое оборудование не может быть использовано на автозаправочных станциях при отпуске нефтепродуктов, но оно может быть использовано при осуществлении торговли и оказании услуг в иных объектах розничной торговли и сферы услуг, расположенных на территории либо вблизи территории автозаправочной станции.
Справочно: в Государственном реестре по каждой модели кассового оборудования определена соответствующая сфера его применения, указанная в техническом нормативном правовом акте, на соответствие которому проведены экспертиза и испытания данного оборудования. Модели кассового оборудования, которые подлежат использованию на автозаправочных станциях при продаже нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов и природных топливных компримированных газов, проходят экспертизу и испытания на соответствие требованиям государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1364.6 "Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Дополнительные требования к кассовым суммирующим аппаратам и специальным компьютерным системам, применяемым на автозаправочных станциях". Для удобства в работе автозаправочных станций и покупателей многие пакеты прикладных программ, используемые в кассовом оборудовании, применяемом на автозаправочных станциях по продаже нефтепродуктов, имеют возможность реализации и иных сопутствующих товаров и услуг.
Кассовое оборудование, которое применяют в сфере торговли и услуг, проходит экспертизу и испытания на соответствие требованиям государственных стандартов Республики Беларусь СТБ 1364.2 "Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Дополнительные требования к кассовым суммирующим аппаратам и специальным компьютерным системам, применяемым в торговле" и СТБ 1364.3 "Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Дополнительные требования к кассовым суммирующим аппаратам и специальным компьютерным системам, применяемым в сфере услуг".
В магазине вышел из строя кассовый суммирующий аппарат.
Каков порядок приема наличных денежных средств при продаже товаров в случае установления факта неисправности кассового оборудования на период его ремонта?
Осуществлять прием с помощью резервного кассового оборудования, предоставленного специализированной организацией, либо оформить документы с определенной степенью защиты.
В случае неисправности кассового оборудования или повреждения установленных на нем средств контроля юридические лица обязаны прекратить прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек. В этой ситуации кассир обязан оформить отчет закрытия смены на кассовом оборудовании и вывести суточный (сменный) отчет (Z-отчет) |*| (при наличии возможности). При отсутствии возможности снятия суточного (сменного) отчета в книге кассира необходимо произвести запись о неисправности кассового оборудования и сумме принятых денежных средств за данный рабочий день (смену) до обнаружения факта неисправности. Такой алгоритм действий оговорен в п. 22 Положения № 924/16*.
__________________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16, постановление № 924/16 соответственно).
* Дополнительная информация об использовании кассового оборудования при приеме денежных средств доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Для устранения неисправности кассового оборудования организация обязана вызвать представителя центра технического обслуживания (далее – ЦТО), с которым заключен договор на техническое обслуживание и ремонт кассового оборудования. Данные договоры необходимо заключить до регистрации кассового оборудования в налоговом органе либо до заключения возмездных гражданско-правовых договоров между РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" и юридическими лицами, использующими кассовое оборудование, на установку средства контроля налоговых органов (далее – СКНО).
Важно! Специализированная организация, оказывающая услуги по техническому обслуживанию и ремонту кассового оборудования (ЦТО), должна иметь сертификат соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, специально обученный персонал для выполнения таких работ и услуг, а также соответствующее технологическое оборудование.
Проведение работ по ремонту кассового оборудования осуществляют с соблюдением норм государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1350-2002 "Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Требования к техническому обслуживанию и ремонту". В зависимости от сложности работ техническое обслуживание и ремонт могут проводить как на месте эксплуатации кассового оборудования, так и в стационарных условиях в помещении ЦТО.
С учетом условий заключенного договора на период ремонта кассового оборудования ЦТО может выдать из своего резерва (по требованию субъекта хозяйствования) аналогичное кассовое оборудование, которое зарегистрировано в налоговом органе по месту регистрации ЦТО. В этом случае перерегистрацию данного кассового оборудования производить не следует, его можно применять для приема наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек на период ремонта кассового оборудования организации.
При невозможности проведения замены кассового оборудования на период ремонта либо при временном отсутствии электроэнергии юридические лица имеют право осуществлять прием наличных денежных средств при продаже товаров с оформлением каждому покупателю (потребителю) документа с определенной степенью защиты |**|, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных.
** Информация об использовании бланков с определенной степенью защиты доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Для этих целей разрешено использовать следующие документы:
– квитанцию о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов, форма которой утверждена постановлением Минторга Республики Беларусь от 23.08.2011 № 34;
– приходный кассовый ордер КО-1, форма которого утверждена постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.03.2010 № 38.
Справочно: порядок приобретения, учета, хранения квитанций и приходных кассовых ордеров определен Инструкцией № 33/77/17*.
__________________________
* Инструкция о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, включенных в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденная постановлением МНС, Минфина и Минсвязи Республики Беларусь от 12.08.2011 № 33/77/17.
После возврата отремонтированного кассового оборудования организация обязана прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек производить с использованием этого кассового оборудования.
Предприятие имеет сеть центров продаж и оказания услуг, в которых планирует использовать программно-технические устройства cash-in для распространения электронных денег.
Надо ли оснастить устройства cash-in СКНО и кассовым оборудованием?
Не надо.
Операции с электронными деньгами необходимо осуществлять в соответствии с правилами систем расчетов с использованием электронных денег, правилами эмитентов и условиями договоров, заключенных в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь. Распространение электронных денег банков-эмитентов возможно осуществлять следующими способами:
– через принадлежащие агентам (являющимся банками) банкоматы, платежно-справочные терминалы самообслуживания, платежные терминалы, пункты выдачи наличных денежных средств;
– посредством программно-технических устройств (устройства cash-in), принадлежащих агентам (не являющимся банками), позволяющих совершать операции по приему наличных денег в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Приведенный порядок оговорен в п. 11 Правил осуществления операций с электронными деньгами, утвержденных постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 26.11.2003 № 201.
Справочно: порядок использования кассового оборудования, включая обязанность установки в него СКНО, для приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг определен постановлением № 924/16.
Совершение операций с электронными деньгами на территории Республики Беларусь и использование программно-технических устройств cash-in не предусматривает оснащение этих устройств СКНО или кассовым оборудованием.
Организация осуществляет деятельность по перевозке пассажиров в автомобиле-такси в областном центре.
Нужно ли устанавливать платежный терминал в автомобиле-такси и в какие сроки?
Нужно, в утвержденные сроки.
Юридические лица обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие в т.ч. прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы "БЕЛКАРТ", эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь, в объектах, включенных в приложение 1 к постановлению № 924/16 (пп. 1–15), в следующие сроки:
– до начала оказания услуг – если деятельность начата после 22 июля 2014 г.;
– с 1 июля 2015 г. – в городах областного подчинения и г. Минске (если платежные терминалы не установлены);
– с 1 января 2016 г. – в городах районного подчинения;
– с 1 июля 2017 г. – на всей территории Республики Беларусь.
Внимание! В перечень объектов, в которых юридические лица обязаны установить и использовать платежные терминалы, включены автомобили-такси (п. 14 приложения 1 к постановлению № 924-16).
Центр технического обслуживания и ремонта кассового оборудования ведет журнал учета использования средств контроля.
Можно ли вести этот журнал с помощью программно-технических средств с последующим распечатыванием листов по окончании календарного месяца или по мере необходимости?
Нельзя.
В целях обеспечения достоверного учета использования средств контроля действующим законодательством предусмотрена норма, обязывающая использование для этих целей соответствующего журнала (с прошнурованными, пронумерованными листами, скрепленными печатью организации-изготовителя, импортера кассового оборудования или ЦТО). Обоснуем данный вывод.
Организации-изготовители, импортеры кассового оборудования и ЦТО обязаны обеспечить учет полученных и использованных средств контроля (п. 12 Инструкции о порядке использования и учета юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство или ввоз на территорию Республики Беларусь кассового оборудования либо его техническое обслуживание и ремонт, средств контроля, предназначенных для установки на кассовое оборудование, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 02.09.2011 № 43; далее – Инструкция). Учет использованных средств контроля должны вести уполномоченные работники в журнале по установленной форме (приложение 4 к Инструкции). Этот журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью организации-изготовителя, импортера кассового оборудования или ЦТО.
Таким образом, ведение журнала с помощью программно-технических средств с последующим распечатыванием листов по окончании календарного месяца или по мере необходимости Инструкция не допускает.
Необходимо ли устанавливать СКНО в кассовый суммирующий аппарат, используемый для приема наличных денежных средств от клиентов в туристической организации?
Необходимо.
В кассовое оборудование, используемое туристической организацией для приема наличных денежных средств от клиентов, СКНО необходимо установить в сроки, предусмотренные для юридических лиц в зависимости от их территориального расположения (с 1 сентября 2016 г. – в городах областного подчинения и г. Минске, с 1 декабря 2016 г. – в городах районного подчинения, с 1 марта 2017 г. – на всей территории Республики Беларусь).
Юридические лица, заключившие гражданско-правовой договор с РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" на установку, обслуживание, снятие СКНО, вправе осуществлять прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек с применением кассового оборудования без СКНО по истечении сроков, установленных в части первой подп. 2.6 п. 2 постановления № 924/16, но не более 4 месяцев.
Важно! Нарушение порядка использования кассового оборудования и (или) платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, выразившееся в нарушении норм законодательства, отсутствие оборудования и (или) платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг влекут наложение штрафа на юридическое лицо от 10 до 200 базовых величин (ст. 12.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Покупатель возвращает в магазин приобретенную обувь ненадлежащего качества.
Как оформить возврат денежных средств покупателю, если расчет за приобретенный товар осуществлялся через терминал, а в день обращения покупателя по возврату обуви выручка в торговом объекте отсутствует?
Механизм возврата денежных средств определяет организация по согласованию с покупателем.
При возврате покупателю денежных средств, принятых при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг с применением кассового оборудования с установленным СКНО, на этом кассовом оборудовании необходимо произвести факт регистрации возврата денежных средств.
Справочно: функциональными возможностями любого кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, предусмотрено выполнение операции по возврату денежных средств.
Сумму возвращенных наличных денежных средств покупателям (потребителям) следует отразить в гр. 10 книги кассира (если такой возврат имел место в ?