Определены новые сроки установки средств контроля налоговых органов в кассовое оборудование (СКНО)
Сроки установки СКНО в кассовое оборудование для различных категорий субъектов хозяйствования установлены подп. 2.6 п. 2 постановления Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее – постановление № 924/16) |*|.
* Информация о правильном использовании кассового оборудования при приеме наличных денег доступна для подписчиков электронного "ГБ"
С 25 июня т.г. этот подпункт изложен в новой редакции, согласно которой установка СКНО перенесена на более поздние сроки (см. таблицу).
Важно! Для субъектов хозяйствования, осуществляющих торговлю на автозаправочных станциях нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами и природным топливным компримированным газом, иными товарами и оказывающих услуги на автозаправочных станциях, предельный срок использования кассового оборудования без установленного СКНО остался прежним – 1 октября 2015 г.
С указанных дат организации (индивидуальные предприниматели) не вправе принимать наличные деньги и (или) банковские платежные карточки с использованием кассового оборудования без установленного СКНО.
Данная обязанность, как и ранее, не распространяется:
– на организации (индивидуальных предпринимателей), использующие специальные компьютерные системы;
– Нацбанк, банки, небанковские кредитно-финансовые организации.
Справочно: предусмотренные постановлением № 516/15 сроки подключения СКНО к кассовому оборудованию определены с учетом количества используемого в республике кассового оборудования (по состоянию на 25 марта 2015 г. – более 246 тыс. ед.) и временных затрат на установку СКНО в кассовое оборудование в зависимости от модели кассового оборудования и регламента проведения этой процедуры |*|.
* Случаи, когда не надо использовать кассовое оборудование при приеме наличных денег, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Новые сроки установки СКНО определены и для автоматических электронных аппаратов и торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием
Организации (индивидуальные предприниматели) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием вправе принимать наличные денежные средства без установленных в это кассовое оборудование СКНО до 1 марта 2017 г. (ранее было 1 апреля 2016 г.) (подп. 2.2 п. 2 постановления № 924/16).
С указанной даты деньги можно принимать только при наличии в названных аппаратах и автоматах встроенного СКНО.
Справочно: эти изменения не коснулись субъектов хозяйствования, которые в настоящее время осуществляют прием наличных денежных средств с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов без встроенного кассового оборудования, но с СКНО.
В отношении кассового оборудования с СКНО организация должна заключить 2 договора: вначале с центрами технического обслуживания, а затем – с РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам"
Постановлением № 516/15 предусмотрено, что договоры на техническое обслуживание и ремонт кассового оборудования должны заключаться субъектами хозяйствования с центрами технического обслуживания до заключения возмездных гражданско-правовых договоров с РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам".
Кроме того, на основании заключенных с РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" договоров установку, обслуживание, снятие средства контроля налоговых органов в (из) кассовое оборудование вправе осуществлять субъекты хозяйствования, оказывающие услуги по техническому обслуживанию и ремонту кассового оборудования в соответствии с законодательством (см. постановление № 516/15).
Справочно: РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам":
– осуществляет установку, обслуживание, снятие средства контроля налоговых органов, а также функции центра обработки данных СККО (подп. 2.3 п. 2 постановления № 924/16);
– применяет порядок, определенный новой редакцией Инструкции о порядке установки, обслуживания, снятия средства контроля налоговых органов и порядке осуществления функций центра обработки данных, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 02.03.2012 № 9 (в редакции от 09.04.2015 № 7).
С 25 июня на банки не распространяются нормы постановления № 924/16
До 25 июня 2015 г. действие постановления № 924/16 не распространялось на Нацбанк, банки, небанковские кредитно-финансовые организации:
– в части сроков установки СКНО;
– при осуществлении ими банковских операций и операций с памятными банкнотами, памятными и слитковыми (инвестиционными) монетами, являющимися законным платежным средством Республики Беларусь.
С указанной даты Нацбанк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации полностью выведены постановлением № 516/15 из-под действия норм постановления № 924/16, поскольку банковские операции регулируются и контролируются рядом иных нормативных правовых актов.
Справочно: например, прием платежей и взносов, а также валютно-обменные операции в банках совершаются в соответствии с постановлениями Правления Нацбанка Республики Беларусь:
– от 30.04.2004 № 72 "Об утверждении правил проведения валютных операций";
– от 01.02.2011 № 35 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц и организации работы обменных пунктов, касс при проведении таких операций" (далее – Инструкция № 35).
Согласно Инструкции № 35 валютно-обменные операции совершаются в банках с обязательной выдачей чека, подтверждающего факт совершения операции и факт учета этой операции в отчетных документах. Чеки подписываются кассиром, выдаются клиенту банка и являются первичными учетными документами. На основании реестра операций формируется и печатается баланс по остатку всей денежной наличности в кассе или обменном пункте. Баланс по операциям с наличной иностранной валютой (все кассовые документы) формируется ежедневно и вводится в ежедневный баланс банка, который представляют в Нацбанк утром следующего дня.
Инструкция по организации кассовой работы в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 21.12.2006 № 211, требует, чтобы в конце операционного дня отчетные и кассовые документы каждого кассира вместе с остатком и оборотами денежной наличности подвергались контрольной сверке руководителями кассовых подразделений. В целях предотвращения хищений и злоупотреблений в банковской сфере работу кассиров контролируют руководство учреждений банка, службы по работе с ценностями, ревизионные службы, службы экономической безопасности.
За нарушение положений нормативных правовых актов Нацбанка к банкам применяются меры воздействия, установленные:
– постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 07.12.2012 № 641 "О дополнительных требованиях к порядку применения Национальным банком Республики Беларусь мер надзорного реагирования и критериях принятия решения об их применении", разработанного в соответствии со ст. 39, 134 Банковского кодекса Республики Беларусь.
Документ определяет порядок вынесения Нацбанком Республики Беларусь предписаний Нацбанка и применения мер воздействия к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям, в т.ч. вплоть до отзыва лицензии у банка;
– ст. 11.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Статьей предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка проведения валютных операций.
Кроме того, банки внедряют централизованную автоматизированную банковскую систему, максимально ориентированную на международные банковские практики и стандарты, в рамках которых не выполняется дополнительная фиксация банковских операций.
С 1 января 2016 г. ужесточается контроль за выручкой интернет-торговли
Для исключения "серых" схем в деятельности субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю с использованием сети Интернет, постановление № 516/15 расширило с 1 января 2016 г. Перечень объектов и видов деятельности, в которых и (или) при осуществлении которых субъекты хозяйствования обязаны установить платежные терминалы (далее – Перечень).
Принятие мер, направленных на увеличение круга лиц, обязанных использовать платежные терминалы, совместно с уже принятыми положениями по подключению всех субъектов хозяйствования к кассовому оборудованию с установленным СКНО позволит сделать интернет-торговлю более прозрачной.
Указанный Перечень дополнился следующими объектами и видом деятельности:
– объектами технического обслуживания и ремонта автомобилей независимо от количества работников, выполняющих данные работы.
То есть с 1 января 2016 г. объекты, расположенные в сельских населенных пунктах, с количеством работников не более 3 человек в одну смену, а также объекты с количеством работников не более 1 человека в смену независимо от места их расположения должны принимать наличные деньги с использованием платежных терминалов;
– объектами оказания услуг, связанных с организацией охоты, проживанием в домах охотника, а также теми объектами, в которых осуществляется торговля пиломатериалами;
– розничной торговлей по образцам без (вне) торговых объектов (за исключением розничной торговли, если оплата товаров осуществляется только в безналичной форме).
При этом количество используемых в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности согласно Перечню платежных терминалов должно соответствовать количеству единиц кассового оборудования, игорных заведений.
Важно! Постановлением № 516/15 срок обязательной установки и использования платежных терминалов индивидуальными предпринимателями, осуществляющими реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг в объектах, подлежащих оснащению платежными терминалами и расположенных в городах областного подчинения и г. Минске, перенесен с 1 июля 2015 г. на 1 января 2016 г. При этом для юридических лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг) в объектах, подлежащих оснащению платежными терминалами и расположенных в городах областного подчинения (к таким городам относятся Брест, Барановичи, Пинск, Витебск, Новополоцк, Гомель, Гродно, Жодино, Могилев, Бобруйск) и г. Минске, срок обязательной установки и использования платежных терминалов остался неизменным, т.е. с 1 июля 2015 г.
В отношении кассового оборудования упрощены некоторые административные процедуры
Постановление № 516/15:
1) исключило обязанность регистрации кассового оборудования в налоговом органе с установленным СКНО и подключенного к СККО;
2) предусмотрело, что в случае допущения кассиром ошибок в сформированном платежном документе при вводе суммы денежных средств с применением кассового оборудования с установленным СКНО на этом кассовом оборудовании выполняется операция регистрации аннулирования ошибочно сформированного платежного документа;
3) конкретизировало действия кассира при осуществлении расчетов в наличной и безналичной форме с покупателями (потребителями), введя норму о соблюдении кассиром правил, изложенных в эксплуатационной документации на кассовое оборудование (в ней четко описан механизм действий кассира при проведении того или иного расчета);
4) обязало кассира по требованию проверяющих выводить в соответствии с эксплуатационной документацией на кассовое оборудование:
– контрольную ленту – для кассового оборудования с электронным журналом, когда контрольная лента формируется в едином рабочем цикле с чековой лентой при регистрации кассовой операции, но оформляется раздельно (требование о формировании контрольной ленты не распространяется на кассовое оборудование с установленным средством контроля налоговых органов);
– суточный (сменный) отчет (Z-отчет).
Кроме того, комментируемое постановление запретило использовать кассовое оборудование:
– при неисправности, отключении СКНО после его установки в кассовое оборудование;
– формирующее платежный документ, в котором время оплаты товара, выполненной работы, оказанной услуги указано с отклонением от астрономического времени более чем на 5 мин.
Необходимо отметить, что функциональные характеристики кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, позволяют отслеживать время и дату, которые могут быть отпечатаны на платежных документах и отчетах, формируемых кассовым оборудованием, а также корректировать в кассовом оборудовании при необходимости эти данные, чтобы они соответствовали действительности (при необходимости с участием работников центра технического обслуживания и ремонта кассового оборудования, с которым заключен договор на техническое обслуживание и ремонт кассового оборудования) |*|.
* Новации, произошедшие в налоговом контроле за порядком приема наличных денег, доступны для подписчиков электронного "ГБ"