Организация в сентябре 2014 г. планирует ввезти из Германии легковые машины.
Изменились ли ставки таможенных платежей с принятием Закона № 129-З?
Виды и ставки таможенных платежей не изменились.
С 23 апреля 2014 г. виды таможенных платежей и их ставки не изменились. Как и ранее, виды таможенных платежей определяются ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза, а ставки – теми же нормативными правовыми актами. Так, например:
– ставки ввозной таможенной пошлины определяются Единым таможенным тарифом Таможенного союза.
Он утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза";
– ставки на акцизы и НДС – Налоговым кодексом РБ (далее – НК).
Что касается таможенных сборов, то с указанной даты их виды определены ст. 101 Закона № 129-З, а не Указом Президента РБ от 13.07.2006 № 443 "О таможенных сборах" (далее – Указ № 443). Названная статья предусматривает следующие корректировки в наименованиях сборов:
– вместо сбора за таможенное сопровождение товаров взимается сбор за таможенное сопровождение товаров, осуществляемое должностными лицами таможенных органов.
Данное изменение не существенно, так как и ранее согласно Указу Президента РБ от 18.07.2011 № 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" (далее – Указ № 319) рассматриваемый сбор при сопровождении товаров иными организациями (Департамент охраны МВД; РУП "Белтаможсервис") не взимался;
– сбор за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению переименован в сбор за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию.
Указанное изменение связано с предусмотренным Законом № 129-З изменением наименования статуса названного специалиста.
Вместе с тем ставки таможенных сборов определяются, как и ранее, Указом № 443.
Справочно: ставки вывозной таможенной пошлины определяются указами Президента РБ (от 21.05.2010 № 272 – на семена рапса или кользы; от 09.10.2010 № 522 – на лесоматериалы; от 01.02.2011 № 40 – на кожевенное сырье) и постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2010 № 1932 (на нефть и нефтепродукты).
У организации отсутствуют необходимые для уплаты таможенных платежей денежные средства.
Вправе ли третье лицо уплатить таможенные платежи за организацию?
Нет, Закон № 129-З не предусматривает такую уплату.
Перечень лиц, которые могут совершать уплату таможенных платежей, определен ст. 99 Закона № 129-З. К ним относятся:
– таможенный представитель, когда он совершает таможенные операции от имени и по поручению плательщика (аналогичные положения содержались ранее в Указе № 319);
– обособленное подразделение юридического лица – плательщика (филиал, представительство и иное обособленное подразделение, имеющее отдельный баланс, которому для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений).
Важно! Иное заинтересованное лицо вправе исполнить обязанность по уплате таможенных платежей за плательщика только при взыскании этих платежей.
Организация до вступления в силу Закона № 129-З при импорте скоропортящейся плодоовощной продукции пользовалась отсрочкой по уплате НДС, которая предоставлялась согласно Таможенному кодексу РБ (далее – ТК РБ).
1. Предусмотрена ли такая отсрочка Законом № 129-З?
Да, такая отсрочка сохранилась, в т.ч. и при ввозе иных товаров.
До 23 апреля 2014 г. отсрочка (рассрочка) уплаты налогов предоставлялась по одному из следующих оснований:
1) причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержка плательщику финансирования из республиканского или местных бюджетов или оплаты за выполненный им государственный заказ;
3) товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;
4) осуществляются поставки по международным договорам РБ;
5) товары, перемещаемые через таможенную границу, являются посадочным или посевным материалом, средствами защиты растений, сельскохозяйственной техникой, товарами для кормления животных, сырьем, а также материалами, комплектующими изделиями, технологическим оборудованием и запасными частями к нему, ввозимыми для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.
С принятием Закона № 129-З этот перечень оснований практически сохранился.
Так, например, без принципиальных изменений остались основания, указанные в пп. 1, 3, 4.
Отдельные уточнения иных оснований рассмотрены в таблице.
2. Каков порядок получения отсрочки по уплате НДС?
Отсрочка (рассрочка) по НДС, как и ранее, предоставляется на 2 месяца. Для ее получения заинтересованное лицо должно представить в таможню заявление. В нем в обязательном порядке должна содержаться следующая информация: сведения о плательщике; наименования товаров; реквизиты внешнеторгового договора; основания для предоставления отсрочки или рассрочки; сумма налога, в отношении которой запрашивается отсрочка или рассрочка; срок, на который запрашивается отсрочка или рассрочка; график поэтапной уплаты суммы налога, если в его отношении запрашивается рассрочка; информация об отсутствии обстоятельств, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляются (ст. 105 Закона № 129-З).
Таможенный орган вправе отказать в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов, если в его распоряжении имеется информация о том, что лицо, претендующее на предоставление отсрочки или рассрочки, имеет не исполненную в установленный срок обязанность по уплате таможенных платежей, иных платежей, взимаемых таможенными органами, либо в отношении указанного лица возбуждено производство по делу о банкротстве или в отношении физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем либо руководителем и (или) главным бухгалтером юридического лица, возбуждено уголовное дело, производство дознания по которому ведут таможенные органы, а также если плательщик не представил таможенному органу необходимые сведения и документы (ст. 107 Закона № 129-З).
Важно! Неотъемлемыми атрибутами рассматриваемой отсрочки (рассрочки) остались предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей (как условие ее получения) и уплата процентов за использование отсрочки (рассрочки).
3. Сохранились ли с принятием Закона № 129-З иные основания для получения отсрочек (рассрочек) по уплате таможенных платежей?
Сохранились.
Такие основания определяются:
– Декретом Президента РБ от 13.06.2001 № 16 "О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему" (далее – Декрет № 16);
– Указом Президента РБ от 24.09.2009 № 465 "О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 465).
Напомним, что предусмотренная Декретом № 16 рассрочка уплаты НДС предоставляется при следующих условиях:
– товары относятся к технологическому оборудованию или запасным частям к нему. Для этих целей товары должны классифицироваться в одной из следующих товарных позиций ТН ВЭД ТС: 7309 00, 7311 00, 8402–8408, 8410–8431, 8433–8443, 8444 00, 8445–8448, 8449 00 000 0, 8450–8466, 8468, 8471–8475, 8477–8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501, 8502, 8503 00, 8504–8508, 8514–8517, 8523, 8528–8531, 8535–8537, 8543, 8545, 8603, 8604 00 000 0, 8605 00 000, 8608 00 000, 9010–9013, 9015, 9016 00, 9022, 9023 00, 9024, 9026, 9027, 9030–9032;
– в отношении товаров применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0 %.
В свою очередь рассрочка уплаты НДС согласно Указу № 465 предоставляется в отношении товаров, которые являются предметом договора международного лизинга.
Наряду с вышеизложенным действует Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21.05.2010 (далее – Соглашение), которое применяется с 6 июля 2010 г. По Соглашению отсрочка (рассрочка) уплаты ввозных таможенных пошлин предоставляется по одному из следующих оснований:
– причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
– задержка плательщику финансирования из республиканского бюджета или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ;
– ввоз товаров, подвергающихся быстрой порче;
– осуществление поставок в рамках международных договоров, одной из сторон которых является государство – член Таможенного союза;
– ввоз товаров, включенных в утвержденный Комиссией Таможенного союза перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых могут быть предоставлены отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин;
– ввоз организациями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, либо поставки для них посадочного или посевного материала, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники субпозиций 8424 81, 8433 51, 8433 59 ТН ВЭД ТС, товаров для кормления животных, кроме кошек, собак и декоративных птиц;
– ввоз товаров, в т.ч. сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке. При этом под промышленной переработкой понимают использование товаров в производстве для получения новых товаров, код которых в соответствии с ТН ВЭД ТС отличается от кода товаров, ввозимых для их промышленной переработки, на уровне любого из первых четырех знаков. При этом законодательством РБ может быть определен перечень указанных товаров, в отношении которых возможно истребовать отсрочку или рассрочку уплаты таможенных пошлин.
Согласно Закону № 129-З изменился порядок расчета процентов за использование отсрочек (рассрочек).
В чем заключаются эти изменения?
Действительно, с 23 апреля 2014 г. такие проценты начисляются по-другому: на сумму таможенной пошлины, налога, по уплате которой были предоставлены отсрочка или рассрочка, за период со дня, следующего за днем выпуска товаров, по день прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей в соответствующие периоды фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты этой таможенной пошлины, налога, за каждый день пользования отсрочкой или рассрочкой (ст. 102 Закона № 129-З).
Ранее применялась ставка рефинансирования на дату уплаты денежных средств независимо от того, как она изменялась в период действия отсрочки (рассрочки).
Например, полученная организацией отсрочка погашена через 60 дней. По-старому проценты за ее использование рассчитывались по ставке рефинансирования, установленной на день ее погашения. Новый порядок предусматривает учет всех ставок рефинансирования, которые действовали в указанный 60-дневный срок. То есть, например, если в первые 30 дней ставка рефинансирования была установлена в размере 25 %, а в следующие – 24 %, то проценты отдельно рассчитываются за каждый период (по соответствующей ставке рефинансирования).
Справочно: аналогичные новшества были введены с 1 января 2012 г. при расчете пеней. Тогда это было предусмотрено Законом РБ от 30.12.2011 № 330-З "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь".
Организация импортирует в Республику Беларусь товары, на которые распространяется действие антидемпинговых пошлин.
Предусмотрены ли Законом № 129-З льготы по уплате данных пошлин или основания для изменения срока их уплаты?
Не предусмотрены.
Закон № 129-З сохранил за таможенными органами право взимать антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины. Он определил следующее:
– льготы по уплате специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, установленных в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, не предоставляются, если иное не установлено этими международными договорами;
– изменение сроков уплаты специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, установленных в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, не производится, если иное не установлено этими международными договорами (ст. 97 Закона № 129-З).
Отметим, что на сегодня применяются:
– Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (заключено в г. Москве 25 января 2008 г.);
– Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода (заключено в г. Санкт-Петербурге 19 ноября 2010 г.).
Данными соглашениями ни льгот, ни отсрочек (рассрочек) по уплате рассматриваемых пошлин не предусмотрено.
У организации в связи с неверным расчетом таможенных платежей возникла задолженность по их уплате.
1. Предусмотрен ли Законом № 129-З какой-либо срок для ее добровольного погашения?
Предусмотрен.
Вопросы взыскания таможенных платежей регулирует гл. 16 Закона № 129-З (ст. 117–119). Предусмотренные ею способы обеспечения взыскания (пени, приостановление операций по счетам, арест имущества) не новы. Аналогичные способы установлены Налоговым кодексом РБ и применяются таможенными органами.
Вместе с тем в ст. 119 Закона № 129-З нашли отражение отдельные правила взыскания, которые ранее были установлены локальными актами ГТК. Так:
– до применения мер по взысканию таможенных платежей таможенный орган должен направить (вручить) плательщику, иному обязанному лицу решение о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решение по акту таможенной проверки;
– меры по взысканию таможенных платежей применяются по истечении 10 рабочих дней со дня получения плательщиком указанного решения.
Если решение не получено плательщиком по не зависящим от таможенного органа причинам, меры по взысканию указанных таможенных платежей применяются по истечении 2 рабочих дней со дня поступления в таможенный орган информации о неполучении плательщиком решения. Иными словами, указанный срок дается плательщику на добровольное погашение возникшей таможенной задолженности;
– взыскание таможенных платежей с таможенного представителя производится в случае неисполнения плательщиком решения таможенного органа о взыскании в бесспорном порядке таможенных платежей с плательщика за счет денежных средств, находящихся на его счетах в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, в течение 1 месяца со дня получения банком, небанковской кредитно-финансовой организацией такого решения.
2. Несет ли в данном случае ответственность таможенный представитель?
Несет при определенных обстоятельствах.
Несмотря на то что таможенный представитель в соответствии с Указом Президента РБ от 18.07.2011 № 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах", а с 23 апреля 2014 г. – согласно ст. 99 Закона № 129-З несет солидарную с декларантом ответственность за уплату таможенных платежей, взыскание возникшей таможенной задолженности с таможенного представителя осуществляется только после невозможности ее бесспорного взыскания (в течение 1 месяца) за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях.
3. Какими способами можно подтвердить уплату таможенных платежей со вступлением в силу Закона № 129-З?
С 23 апреля 2014 г. для целей выпуска товаров подтверждением исполнения обязанности по уплате таможенного платежа является:
– либо поступление в таможенный орган в электронном виде информации Минфина о зачислении уплаченных плательщиком сумм таможенного платежа на соответствующий счет в зависимости от валюты, в которой вносится платеж, за исключением выпуска товаров для личного пользования, перемещаемых (перемещенных) через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами;
– либо поступление в таможенный орган в электронном виде информации банка, небанковской кредитно-финансовой организации об уплате плательщиком таможенного платежа;
– либо представление плательщиками в таможенный орган документов на бумажном носителе об уплате таможенного платежа (при отсутствии у таможенного органа в электронном виде информации банка, небанковской кредитно-финансовой организации об уплате плательщиком таможенного платежа), причем в виде оригиналов с отметкой банка, небанковской кредитно-финансовой организации об исполнении платежной инструкции плательщика (ст. 100 Закона № 129-З).
Справочно: до указанной даты уплата таможенных платежей при таможенном декларировании подтверждалась, как правило, бумажным экземпляром платежной инструкции, причем с отметкой о принятии к исполнению банком (при наличии необходимых денежных средств на счете плательщика) либо исполнении (при отсутствии таких средств). Это было предусмотрено Таможенным кодексом РБ. Только при уплате таможенного платежа в бюджет посредством АИС "Расчет" согласно постановлению Минфина и Правления Нацбанка РБ от 22.12.2012 № 79/690 факт уплаты платежа подтверждался наличием в АИС "Расчет" информации о таком платеже. Бумажный экземпляр платежного документа не требовался.
Правильность уплаты таможенных платежей напрямую зависит от правильной классификации товара по ТН ВЭД ТС.
1. Можно ли в ГТК получить консультацию в части определения кода товаров?
Нет, но есть иной способ.
ГТК не предоставляет информацию о коде товара. Однако ее можно получить в рамках получения предварительного решения о классификации, которое выдает Минская центральная таможня.
Порядок выдачи таких решений определен ст. 54–57 ТК ТС и постановлением ГТК РБ от 18.08.2006 № 64 "О некоторых вопросах заполнения предварительного решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь".
Предварительное решение:
– выдается по форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 "О формах таможенных документов";
– действует в течение 3 лет со дня его принятия и только в отношении товара, сведения о котором указаны в этом решении.
Однако это не исключает возможность использования предварительного решения при декларировании товаров, ввозимых по разным договорам.
Например, организация заключила с резидентом Германии договор на поставку электрических микросхем. Для таможенного оформления ей получено предварительное решение о классификации данных товаров по ТН ВЭД ТС. В случае заключения иного договора на поставку идентичных товаров организация вправе воспользоваться этим же решением.
2. Является ли выдача решения платной процедурой?
Является.
За получение предварительного решения о классификации необходимо уплатить соответствующий таможенный сбор в размере 120 евро. Такая ставка установлена Указом Президента РБ от 13.07.2006 № 443 "О таможенных сборах".
3. В какой валюте следует уплатить таможенный сбор?
В белорусских рублях.
Указанный сбор уплачивается в белорусских рублях. При его расчете применяется официальный курс белорусского рубля к иностранным валютам на дату уплаты сбора.
Уплата сбора возможна:
– в безналичном порядке путем перечисления на единый счет 3600920000008, открытый Минфину в белорусских рублях в Нацбанке (код банка: 153005042);
– наличными денежными средствами – в кассу таможенного органа либо через банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию.
Также возможен зачет суммы сбора в счет излишне уплаченных иных видов таможенных платежей (кроме ввозной таможенной пошлины (код 02600), антидемпинговых и специальных пошлин (код 02700)).
Справочно: способы уплаты предусмотрены ТК ТС и постановлением Минфина и Правления Нацбанка РБ от 08.12.2005 № 143/171, а указанные ограничения при зачете – Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010 и Соглашением о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19.11.2010.
Предприятие в ноябре 2013 г. закупило большую партию технологического оборудования. Оно импортируется в разобранном виде несколькими отдельными партиями. До принятия Закона № 129-З для классификации такого оборудования одним кодом ТН ВЭД ТС (не частей, а именно оборудования) предприятие получало в ГТК решение таможенного органа по классификации товара в несобранном или разобранном виде.
1. Сохранилась ли выдача таких решений с принятием Закона № 129-З?
Сохранилась.
Ситуации, когда товары групп 84, 85 или 90 ТН ВЭД ТС, а именно оборудование, поставляются из-за рубежа в силу их размеров, стоимости и особенностей монтажа в разобранном виде частями в несколько этапов (несколькими партиями), нередки.
Возможность классификации товаров, поставляемых в республику в виде отдельных компонентов в течение определенного периода времени, "единым" кодом ТН ВЭД ТС предусмотрена Основным правилом интерпретации 2а и примечаниями к разд. XVI ТН ВЭД ТС.
С 23 апреля 2014 г. процедурные вопросы такой классификации регулируются ст. 79–82 Закона № 129-З (ранее – постановлением ГТК РБ от 23.11.2007 № 117 "О применении примечания 4 к разделу XVI Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь").
Так, товар (включая комбинацию товаров) групп 84, 85 или 90 ТН ВЭД ТС, за исключением товара, в отношении которого установлена специфическая или комбинированная ставка ввозной таможенной пошлины, в несобранном или разобранном виде, ввоз которого в Республику Беларусь предполагается различными товарными партиями в течение периода времени, превышающего 10 календарных дней, может в соответствии с правилами классификации товаров классифицироваться единым кодом по ТН ВЭД ТС. Для этого необходимо одновременное выполнение следующих условий:
1) должно быть решение таможенного органа по классификации товара в несобранном или разобранном виде.
Это не обязательно, если отдельные компоненты товара ввезены на таможенную территорию Таможенного союза в Республике Беларусь отдельными партиями, находятся на временном хранении или хранятся в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада.
Важно! С 23 апреля т.г. за получением решения таможенного органа по классификации товара в несобранном или разобранном виде надо обращаться не в ГТК, а в таможенный орган, в котором будет осуществляться выпуск товаров;
2) таможенное декларирование товара должно производиться одному таможенному органу одним декларантом в рамках одной внешнеэкономической сделки (п. 2 ст. 79 Закона № 129-З).
Как и ранее, рассматриваемое решение (заключение о возможности применения примечания 4 к разд. XVI ТН ВЭД ТС) выдается на основании письменного заявления заинтересованного лица, к которому надо также приложить:
– документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки в отношении товара;
– учредительные документы заявителя или изменения, внесенные в такие документы, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке, в случае ввоза компонентов товара в качестве вклада в уставный фонд организации;
– перечень компонентов товара (в виде таблицы) на бумажном и электронном носителях, в котором указываются: наименования компонентов, в т.ч. частей, составляющих отдельный компонент товара; коды компонентов товара по ТН ВЭД ТС; количество или вес компонентов, в т.ч. частей, составляющих отдельный компонент товара, в единицах измерения, применяемых в ТН ВЭД ТС;
– описание отдельных компонентов товара с указанием назначения, выполняемых функций, принципа действия, материала, из которого они изготовлены;
– сборочный (монтажный) чертеж (схему).
Срок рассмотрения вышеуказанного заявления не может превышать 30 дней и приостанавливается при запросе таможней дополнительных документов и сведений (ранее он не мог превышать 60 календарных дней).
2. С какого момента вступает в силу решение по классификации товара?
Со дня его принятия.
Решение по классификации товара в несобранном или разобранном виде подписывается начальником таможенного органа или его заместителем и вступает в силу со дня его принятия.
Закон № 129-З не предусматривает уплату каких-либо таможенных сборов за выдачу решения таможенного органа по классификации товара в несобранном или разобранном виде.
Таможенное законодательство предусматривает освобождение от обеспечения уплаты таможенных платежей.
Какими документами определены случаи освобождения от обеспечения уплаты таможенных платежей?
Такие случаи установлены:
1) Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС):
– ст. 85 – если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 евро;
– ст. 217 – при таможенном транзите товаров таможенным перевозчиком или уполномоченным экономическим оператором, при перевозке товаров по процедуре МДП и др.;
2) Соглашением о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21.05.2010 (далее – Соглашение);
3) постановлением Совета Министров РБ от 14.10.2011 № 1374 и др.
Организация намерена стать таможенным представителем. Одним из условий включения ее в соответствующий реестр является предоставление обеспечения на сумму не менее 1 млн. евро.
На какую дату необходимо применить курс для расчета суммы обеспечения в белорусских рублях?
Применяются курсы валют, установленные на день предоставления обеспечения. Статьей 86 ТК ТС предусмотрено 4 способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Днем предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов лицами, претендующими на включение в реестр таможенных представителей, реестр таможенных перевозчиков, а также на присвоение статуса уполномоченного экономического оператора, в зависимости от способа обеспечения считается день внесения денежных средств на единый счет, заключения договора поручительства, заключения договора о залоге имущества, выдачи банковской гарантии (ст. 108 Закона № 129-З).
Организация импортирует товары из стран СНГ и развивающихся стран.
Изменился ли с принятием Закона № 129-З порядок определения страны происхождения указанных товаров?
Не изменился.
Как и ранее, порядок определения страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25.01.2008 и гл. 7 ТК ТС (ст. 84 Закона № 129-З).
При его соблюдении применяются тарифные преференции (льготы по уплате таможенных платежей), предусмотренные таможенным законодательством и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза (ст. 74 ТК ТС).
Справочно: в табл. 1 указаны документы, регламентирующие порядок определения происхождения товаров из стран, в отношении которых применяются тарифные преференции:
Требуется ли в соответствии с Законом № 129-З представление сертификата о происхождении либо достаточно коммерческих документов с указанием происхождения?
Происхождение товаров должно быть подтверждено сертификатом о происхождении либо декларацией о происхождении.
Сертификат о происхождении товара – это документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам (ст. 59 ТК ТС).
При этом следует помнить об ограничении, предусмотренном ст. 89 Закона № 129-З.
Так, в случаях предоставления тарифных преференций в отношении ввозимой партии товаров таможенной стоимостью, эквивалентной 5 000 долл. США и более по официальному курсу белорусского рубля по отношению к доллару США, установленному Нацбанком на день предоставления таких преференций, сертификат о происхождении товара представляется в обязательном порядке, если иное не установлено международными договорами государств – членов Таможенного союза.
Справочно: аналогичные подходы были и ранее. Они были предусмотрены документами, отраженными в табл. 2:
Организация осуществляет поставки в Беларусь товаров, отнесенных к иностранной безвозмездной помощи, и получает освобождение от ввозных таможенных пошлин и НДС.
Предусмотрены ли Законом № 129-З какие-либо изменения при ввозе указанных товаров?
Предусмотрены.
Правительство РБ в зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, вправе устанавливать особенности таможенного декларирования таких товаров, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или Законом № 129-З. Данная норма определена ст. 162 Закона № 129-З.
В настоящее время особенности таможенного декларирования товаров, отнесенных к иностранной безвозмездной помощи и освобожденных (освобождаемых) от уплаты таможенных платежей, определены постановлением Совета Министров РБ от 27.05.2014 № 509, принятым в целях реализации положений Закона № 129-З.
Так, при таможенном декларировании этих товаров в случае отсутствия коммерческих документов допускается представление описи товаров, заверенной отправителем иностранной безвозмездной помощи, а при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления возможно незаполнение гр. 20 "Условия поставки", 23 "Курс валюты" и 47 "Исчисление платежей" декларации на товары.
Организация имеет в штате 7 специалистов по таможенному оформлению/декларированию и включена в реестр таможенных представителей.
До 23 апреля 2014 г. такие специалисты квалифицировались как специалисты по таможенному оформлению, после указанной даты – как специалисты по таможенному декларированию.
Надо ли в связи с изменением названия специальности вносить какие-либо изменения в квалификационные аттестаты этих специалистов?
Не надо.
И у организации, и у указанных специалистов отсутствует обязанность как по внесению нового названия должности, так и по получению нового аттестата.
Закон № 129-З внес лишь некоторые корректировки в квалификационные требования специалистов по таможенному декларированию.
Как и ранее, в организациях, включенных в реестр таможенных представителей, должно работать не менее 2 специалистов по таможенному декларированию, прошедших аттестацию на соответствие квалификационным требованиям.
Специалист по таможенному декларированию обязан 1 раз в 3 года проходить повышение квалификации в области таможенного декларирования (ст. 59 Закона № 129-З).
Порядок прохождения аттестации на соответствие вышеуказанным квалификационным требованиям регулирует ст. 60 Закона № 129-З.
Срок действия квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию, как и ранее, не ограничивается.
Важно! Организация не вправе принять на работу специалиста по таможенному декларированию, получившего соответствующее образование за рубежом, без свидетельства Минобразования о признании документа об образовании, выданного в иностранном государстве, и об установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь.
Справочно: ранее требования к указанным специалистам регулировались гл. 9 Положения об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, утвержденного Указом Президента РБ от 18.07.2011 № 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах".
Организация – владелец таможенного склада планирует осуществлять деятельность по хранению иностранных товаров.
Какие документы ей надо представить для включения в реестр владельцев таможенных складов и в какой таможенный орган?
Таможенный склад – это одновременно и таможенная процедура и объект, к которым порой вынуждены прибегать импортеры иностранных товаров с целью их временного хранения до выпуска для внутреннего потребления, временного пользования, переработки и пр.
Для включения в реестр владельцев таможенных складов надо представить в ГТК следующий перечень документов:
– заявление по установленной ГТК форме;
– копии учредительных документов и документов, подтверждающих государственную регистрацию, заверенные юридическим лицом (устав с имеющимися изменениями и дополнениями, учредительный договор – для юридических лиц, действующих только на основании учредительных договоров, с имеющимися изменениями и дополнениями, свидетельство о государственной регистрации), а в случае реорганизации – заверенные юридическим лицом копии указанных документов, свидетельствующие о реорганизации ранее действовавшего лица;
– другие документы о выполнении соответствующих условий, которые могут быть представлены в виде оригиналов, нотариально заверенных копий либо копий, заверенных юридическим лицом:
план-схему сооружения, предназначенного для использования в качестве таможенного ск?