В организации состоялись налоговые проверки в 2010 г. и в июне 2012 г. По их результатам были установлены нарушения налогового законодательства.
Однако в ходе проверки, проведенной в 2010 г., организация избежала ответственности за неполную уплату сумм налогов и сборов, поскольку доначисленная сумма была незначительна: не превышала 1 % от исчисленных сумм налогов, сборов за соответствующие годы.
В ходе проверки, проведенной в июне 2012 г., нарушений законодательства как плательщика в организации не установлено, но выявлены факты недоудержания сумм подоходного налога с доходов физических лиц.
Будет ли в таком случае действовать правило «одного процента»?
Да, но «один процент» будет исчисляться иным образом.
Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом налогов, сборов (пошлин) в размере не более 1 % от исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года) не признается административным правонарушением (абз. 2 части первой п. 18 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510)). На основе этого правила организация избежала ответственности в прошлый раз. Однако неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом налогов, сборов (пошлин) и невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины) – это различные административные правонарушения, предусмотренные соответственно ст. 13.6 и 13.7 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП). Норма, изложенная в абз. 2 части первой п. 18 Указа № 510, касается первого правонарушения, выявленного в организации в ходе прошлой проверки. Согласно этой норме сравнение неисполненных обязательств с исполненными осуществляют по результатам каждого календарного года (с 1 января по 31 декабря), т.е. исчисленные в одном календарном году суммы не учитывают при определении удельного веса неуплаченных платежей в другом календарном году.
Что же касается второго правонарушения, совершенного организацией как налоговым агентом и выявленного в ходе последней проверки, то оно подпадает под норму абз. 3 части первой п. 18 Указа № 510. Так, основанием для освобождения от ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшее причинение имущественного вреда, в размере не более 1 % от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период. То есть применительно к налогам и сборам, удерживаемым организацией как налоговым агентом, сравнение осуществляется в рамках всего проверенного периода.
Независимо от того, кем выступает организация – плательщиком или налоговым агентом, следует учитывать, что освобождение от административной ответственности, предусмотренное п. 18 Указа № 510, применяется к юридическим лицам только при условии устранения нарушений и (или) возмещения ими причиненного государству вреда в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки.
У налогового агента действия по возмещению вреда могут заключаться в следующем:
– налоговый агент, не удержавший у плательщика сумму налога, удерживает и перечисляет ее в бюджет;
– налоговый агент, удержавший, но не перечисливший в бюджет сумму налога, перечисляет ее в бюджет;
– налоговый агент, не удержавший сумму налога, при невозможности ее удержания (физическое лицо – плательщик уволилось или отсутствуют причитающиеся ему денежные выплаты) перечисляет в бюджет требуемую сумму за счет собственных средств.
Последнее обстоятельство (перечисление суммы налога за счет собственных средств) не должно смущать. Уплата подоходного налога за счет средств налогового агента по общему правилу запрещена. Однако, когда речь идет о возмещении налоговым агентом вреда, причиненного уже совершенным правонарушением, такое вполне допустимо и должно быть учтено при решении вопроса об освобождении от ответственности.