Ситуация 1. Состав затрат и представление отчета о зарубежной командировке
Согласно приказу нанимателя работник направлен в служебную командировку в Российскую Федерацию. По возвращении из командировки в установленные законодательством сроки он представил в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах иностранной валюты с приложением к нему в оригинале документов, подтверждающих произведенные в командировке расходы, а также вернул в кассу неизрасходованную иностранную валюту. Утвержденный письменный отчет о выполнении задания по служебной командировке в бухгалтерию не сдан, объяснение не представлено.
Правомерно ли в данном случае отнести командировочные расходы на затраты, учитываемые при налогообложении?
Неправомерно.
Если письменный отчет о выполнении задания по служебной командировке |*| в бухгалтерию не сдан, расходы по командировке не могут быть учтены при исчислении налога на прибыль.
* Информация о том, как избежать ошибок в расчетах командировочных расходов по зарубежной командировке, доступна всем на портале GB.BY
Обоснуем приведенный ответ.
Направление работников в зарубежные командировки регулируют ст. 91–95 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) и Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.07.2010 № 115 (далее – Инструкция). Наниматель при командировании работников за границу устанавливает задание на командировку, которое должно носить конкретный характер и не содержать общих и нечетких формулировок. В задании на командировку указываются:
– государство;
– цель командировки;
– время нахождения за границей;
– план встреч и переговоров;
– перечень вопросов, подлежащих решению или изучению, а в случае заключения договора (контракта, соглашения) – предмет договора (контракта, соглашения), иные сведения, необходимые для реализации целей и задач командировки (п. 4 Инструкции).
По возвращении из командировки работник в 10-дневный срок со дня прибытия представляет письменный отчет об итогах служебной командировки (п. 47 Инструкции). Форму письменного отчета по выполнению задания на командировку и порядок его представления определяет наниматель (п. 5 Инструкции).
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
Как видим, основным условием для отнесения расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, является их связь с предпринимательской деятельностью организации.
Составление отчета по зарубежной командировке является обязанностью командированного работника. Из этого документа определяется соответствие понесенных затрат цели командировки.
Справочно: при налогообложении не учитываются затраты на командировки, произведенные сверх норм, установленных в порядке, определенном ТК (подп. 1.6 п. 1 ст. 131 НК).
Ситуация 2. Рекомендуемые нормы расхода топлива и затраты, учитываемые при налогообложении
Организация приобрела автомобиль Lada Largus 2013 г. выпуска, на который отсутствует установленная Минтрансом норма расхода топлива. По заявлению организации БелНИИТ «Транстехника» предоставил ей рекомендуемые нормы расхода топлива на автомобиль.
Вправе ли организация включать в состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, стоимость топлива, использованного в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), по предоставленным рекомендуемым нормам БелНИИТ «Транстехника»?
Вправе.
Организация имеет право включать в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, стоимость топлива, использованного в процессе производства, на основании разработанной, рекомендуемой БелНИИТ «Транстехника» и доведенной организации нормы расхода топлива |*|.
* Информация о правильном применении зимних норм расхода топлива доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Важно! Стоимость топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством, не учитывают при налогообложении прибыли (подп. 1.7 п. 1 ст. 131 НК).
Заметим, что в случае отсутствия установленной нормы расхода топлива до ее установления расход топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования в Республике Беларусь учитывают по временной норме на срок не более 6 месяцев. Если отсутствует контрольный расход топлива, установленный заводом-изготовителем, то временную норму расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования устанавливает руководитель организации (п. 7 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141).
Рекомендуемые нормы расхода топлива разрабатывает БелНИИТ «Транстехника» на основании заявок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на марки и модели механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, не вошедшие в Сборник норм расхода топлива и смазочных материалов для механических транспортных средств, автотракторной техники, судов, машин, механизмов и оборудования в Республике Беларусь (подп. 1.1 п. 1 Методических рекомендаций*).
__________________________
* Методические рекомендации о порядке разработки и утверждения норм расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, утвержденные постановлением Минтранса Республики Беларусь от 21.02.2006 № 8 (далее – Методические рекомендации).
Разрабатываемая БелНИИТ «Транстехника» норма расхода топлива устанавливается по результатам контрольных замеров расхода топлива на технику, проводимых в условиях, соответствующих конкретным режимам ее эксплуатации (подп. 1.6, 1.7 п. 1 Методических рекомендаций). Полученная норма расхода топлива является рекомендуемой для применения организацией, подавшей заявку на ее разработку.
Справочно: дальнейший порядок уточнения нормы расхода топлива заключается в следующем. В течение 3 месяцев с момента проведения первых контрольных замеров норма расхода топлива проходит эксплуатационную проверку в организациях.
Если в течение 3 месяцев с момента установления нормы расхода топлива поступают аналогичные заявки от других организаций или индивидуальных предпринимателей, то проводятся дополнительные контрольные замеры на механических транспортных средствах, судах, машинах, механизмах и оборудовании, предоставленных этими организациями или индивидуальными предпринимателями.
При необходимости проводятся дополнительные исследования с целью уточнения величины нормы. Уточненная норма расхода топлива, полученная в течение 3 месяцев при эксплуатационной проверке, сообщается организациям и индивидуальным предпринимателям, ранее подавшим заявки на ее разработку.
Необходимость корректировки нормы рассматривается по истечении года после ее утверждения. В дальнейшем ее включают в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, и норма расхода топлива носит с этого момента общеобязательный характер.
Ситуация 3. Реализация автомобиля физическому лицу и трансфертное ценообразование
Организация в конце 2015 г. реализовала автомобиль физическому лицу (резиденту Республики Беларусь) по остаточной стоимости.
Подпадала ли данная сделка под действие нормы ст. 301 НК?
Не подпадала.
Вначале напомним норму п. 1 ст. 301 «Принципы определения цены на товары (работы, услуги) для целей налогообложения» НК в редакции, действовавшей в 2015 г. Она предоставляла налоговым органам право в ходе проверки проверять соответствие налоговой базы по налогу на прибыль, отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль на основании примененных им цен, налоговой базе по налогу на прибыль, определенной налоговым органом с учетом рыночных цен, в случаях:
1) реализации недвижимого имущества, когда цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20 % от рыночной цены на объекты недвижимости на дату реализации недвижимого имущества;
2) осуществления сделки (сделок) по внешнеторговой деятельности, в т.ч. сторонами которой (которых) являются взаимозависимые лица, если цена такой сделки (сделок с одним лицом) превышала в течение одного календарного года 1 млрд. бел. руб. на дату:
– реализации товара (выполнения работы, оказания услуги) и цена такой сделки (сделок) отклоняется более чем на 20 % от рыночной цены на товары (работы, услуги) на дату реализации;
– приобретения товара (работы, услуги) и цена такой сделки (сделок) отклоняется более чем на 20 % от рыночной цены на товары (работы, услуги) на дату приобретения.
Приведенная норма в 2015 г. не распространялась на камеральные проверки |*|.
* Информация о том, что при камеральной проверке налоговый орган может потребовать любой документ, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Как видим, в 2015 г. при определении налоговой базы по налогу на прибыль при реализации автомобиля физическому лицу – резиденту Республики Беларусь ст. 301 НК не применялась.
От редакции:
В 2016 г. норма ст. 301 НК существенно изменилась. Комментарий произошедших изменений см. в «ГБ», 2016, № 3, с. 37–39.