Ассоциация налогоплательщиков совместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь при участии члена Ассоциации налогоплательщиков ООО «АГЕНТСТВО ВЛАДИМИРА ГРЕВЦОВА» провела круглый стол «Особенности приема денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) и использования кассового оборудования, подключенного к системе контроля кассового оборудования». Мероприятие состоялось 30 сентября 2019 г. В нем приняли участие Колыкин Сергей Иванович – консультант управления электронных систем контроля главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Старовойтова Галина Викторовна – магистр экономики, консультант Белорусской ассоциации бухгалтеров, имеющая продолжительный опыт работы в Министерстве финансов Республики Беларусь, консультант по финансовому консалтингу, эксперт-методолог по бухгалтерскому учету и налогообложению, а также эксперты и редакторы журнала «Главный Бухгалтер» и портала GB.BY.
В первой части мероприятия перед слушателями выступал Сергей Иванович Колыкин. Эту часть можно условно разделить на 3 блока:
2. Новации, которые ожидаются в данной сфере в 2019–2020 гг.
Рассмотрим кратко каждый из них.
1. Правила и особенности приема наличных денег с использованием кассового оборудования, оборудованного СКНО
Основным документом, регулирующим порядок использования кассового оборудования на территории нашей страны, является Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением № 924/16 (далее – Положение № 924/16).
Ответственность за нарушение порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, платежных терминалов, использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на кассовое оборудование, и за нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет предусмотрена ст. 12.20 и 12.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Организации, осуществляющие прием наличных денег с использованием КСА, должны соблюдать следующие правила.
1) КСА должен:
– быть включен в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь;
– соответствовать сфере применения, указанной в Государственном реестре (п. 11 Положения № 924/16).
Внимание! Организациям запрещено использовать модели (модификации) КСА, не соответствующие сфере применения, указанной в Государственном реестре (п. 17 Положения № 924/16). Неисполнение данного требования влечет наложение штрафа в размере до 50 базовых величин (далее – БВ), на индивидуального предпринимателя – до 100 БВ, на юридическое лицо – до 200 БВ (ч. 1 ст. 12.20 КоАП);
2) КСА должен быть подключен к СККО и иметь СКНО (п. 13 Положения № 924/16).
Цель установки СКНО на кассовом оборудовании – обеспечить дистанционный контроль государства за выручкой путем передачи необходимых сведений по каналам связи в центр обработки данных (в СККО).
Установку, обслуживание, снятие СКНО вправе осуществлять:
– РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам»;
– юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по техническому обслуживанию и ремонту КСА, в т.ч. совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин в соответствии с законодательством, заключившие с этим РУП соответствующий договор (подп. 2.3 п. 2 постановления № 924/16).
Внимание! Наличие СКНО освобождает организацию от обязанности:
– регистрировать КСА в налоговом органе (п. 12 Положения № 924/16);
– выводить в конце рабочего дня (смены) контрольную ленту (п. 7 Положения № 924/16);
– вести книгу кассира (п. 16 Положения № 924/16).
3) организация обязана иметь договор с центром технического обслуживания на техническое обслуживание и ремонт КСА;
4) использование КСА осуществляется в соответствии с эксплуатационной документацией на него, предусмотренной техническими нормативными правовыми актами, которая должна находиться в месте установки кассового оборудования (часть первая п. 14 Положения № 924/16);
5) кассир должен выполнить на КСА операции, которые определены пп. 5–7 Положения № 924/16:
– в начале рабочего дня (после открытия смены) – операцию регистрации внесения наличных денежных средств, полученных перед началом работы (смены), в ящик для денег;
– при изъятии сумм наличных денежных средств из ящика для денег, за исключением выдачи сдачи, размена денег, возврата покупателю (потребителю) денежных средств, уплаченных за товар (работу, услугу), до закрытия смены – операцию регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег;
– при возврате покупателю (потребителю) денежных средств, уплаченных за товар (работу, услугу), – операцию регистрации факта возврата денежных средств;
– в случае допущенных ошибок при вводе суммы денежных средств в сформированном платежном документе – операцию по регистрации аннулирования ошибочно сформированного платежного документа (п. 5 Положения № 924/16);
– по окончании рабочего дня (смены) – вывести в соответствии с эксплуатационной документацией, руководством пользователя суточный (сменный) отчет (Z-отчет) и контрольную ленту – для кассового суммирующего аппарата, в т.ч. совмещенного с таксометром, билетопечатающей машины с электронным журналом, когда контрольная лента формируется в едином рабочем цикле с чековой лентой при регистрации кассовой операции, но оформляется раздельно (п. 6 Положения № 924/16).
Внимание! Лектор обратил внимание присутствующих на сроки хранения Z-отчетов и контрольных лент – 12 месяцев со дня их формирования. Причем независимо от того, была налоговая проверка в организации или нет;
6) каждый факт приема денежных средств должен быть оформлен платежным документом, в т.ч. и в случаях, которые не предусматривают использование кассового оборудования при приеме наличных денег (п. 4 Положения № 924/16).
Неисполнение данного требования влечет административный штраф;
7) организация вправе использовать только исправные КСА.
В случае обнаружения неисправности КСА или повреждения СКНО организация должна прекратить использование КСА.
В таких случаях необходимо:
а) заменить неисправный КСА на действующий (если в организации имеется таковой) или оформить заявку в ЦТО;
б) оформить окончание работы (смены) путем вывода суточного (сменного) отчета (Z-отчета) и контрольной ленты.
При невозможности снятия суточного (сменного) отчета (Z-отчета) произвести запись в книге кассира (при ее наличии) о неисправности кассового оборудования и сумме денежных средств, принятых с использованием этого кассового оборудования за данный рабочий день (смену) до обнаружения его неисправности. Если же книга кассира не ведется, то необходимо составить акт о неисправности кассового оборудования, в котором необходимо указать сумму денежных средств, принятых с использованием этого кассового оборудования за данный рабочий день (смену) до обнаружения его неисправности (п. 9 Положения № 924/16).
Внимание! Полный перечень случаев, не допускающих использование КСА, содержится в п. 17 Положения № 924/16.
8) организации, осуществляющие продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 650 м2 и более, должны использовать КСА (программную кассу), обеспечивающий дифференцированный учет данных о товарах.
Дифференцированный учет данных о товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, осуществляется с использованием системы автоматической идентификации ГС1 Беларуси.
2. Новации, которые ожидаются в данной сфере в 2019–2020 гг.
Готовится ряд изменений в Положение № 924/16 и некоторые документы Нацбанка, часть из которых должна появиться в ноябре текущего года.
В частности, в системе контроля кассового оборудования появится новый вид отчета, который будет собирать информацию по подарочным сертификатам, реализуемым торговыми организациями и сферой услуг.
С 1 января 2020 г. в сельской местности наличные деньги можно будет снять в магазинах розничной торговли после приобретения товаров на определенную сумму. Данная новация призвана сократить расходы на установку банкоматов и улучшить качество жизни в сельской местности. Выданные из кассы деньги будут возмещаться магазинам банками.
Продолжаются работы по модернизации и обновлению инфраструктуры автоматизированной информационной системы контроля кассового оборудования и доработке ее программного обеспечения.
В частности, идут работы по реализации нормы, определенной п. 8 Положения № 924/16, на действие которой был введен мораторий:
– с октября 2018 г. до 1 января 2019 г. (письмо МНС Республики Беларусь от 04.10.2018 № 8-2-11/Ас-01521 за подписью заместителя Министра по налогам и сборам В.В. Муквича (см. «ГБ», № 38, 2018)).
Справочно: в случае обнаружения несоответствия информации о сумме денежных средств, отраженных в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), с информацией о сумме денежных средств за этот рабочий день (смену), отраженной в СККО, юридические лица и индивидуальные предприниматели не позднее следующего рабочего дня уведомляют об этом РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам»;
– с 1 января 2019 г. до 1 апреля 2019 г., а впоследствии – по 31 декабря 2019 г. (письмо МНС Республики Беларусь от 03.04.2019 № 8-2-11/31621, адресованное Ассоциации налогоплательщиков).
То есть субъекты хозяйствования могут не направлять до конца текущего года в РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» информацию, предусмотренную в п. 8 Положения № 924/16.
Важно! Есть мнение, что этот мораторий, возможно, будет продлен на 1-е полугодие 2020 г.
3. Практика применения кассового оборудования, оборудованного СКНО, на ситуациях, предложенных слушателями круглого стола
Спикер ответил на вопросы слушателей мероприятия, разбирались самые сложные ситуации из практики.
Ответы на самые сложные вопросы слушателей читайте в рубрике портала GB.BY «Экспертный интенсив».
После вкусного обеда слушателей ждала вторая часть мероприятия, в ходе которой рассматривались изменения в правилах ведения кассовых операций в 2019 г.
Спикер Старовойтова Галина Викторовна остановилась подробно на документах, которые в настоящее время регулируют порядок ведения кассовых операций в белорусских рублях и иностранной валюте, а также на новациях, произошедших в данной сфере.
Основные документы, регулирующие порядок ведения кассовых операций и расчеты наличными денежными средствами
С 1 июня 2019 г. порядок ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами регулируется:
в белорусских рублях |
в иностранной валюте |
• Инструкцией о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 19.03.2019 № 117 (далее – Инструкция № 117); • Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и организации работы с наличными денежными средствами операторами почтовой связи на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.09.2011 № 406 (далее – Инструкция № 406); • Инструкцией по организации кассовой работы в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 21.12.2006 № 211 (далее – Инструкция № 211); • постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.03.2010 № 38 «Об установлении форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций и Инструкции по заполнению форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций» (далее – постановление № 38)
|
• Инструкцией № 117; • Правилами проведения валютных операций, утвержденными постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее – Правила № 72); • Инструкцией № 406; • Инструкцией № 211; • постановлением № 38; • постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2019 № 212/5 «О некоторых вопросах проведения валютных операций» (далее – постановление № 212/5)
|
Новации, предусмотренные Инструкцией № 117
Инструкция № 117 вступила в силу с 1 июня 2019 г. Она:
– включила в себя нормы трех нормативных правовых актов;
– установила единый порядок ведения кассовых операций с наличными белорусскими рублями и наличной иностранной валютой;
– определила порядок расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях между юридическими лицами, их обособленными подразделениями и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь.
Новациями данного документа, в частности, являются следующие моменты.
1. Организациям, установившим не ежедневные сроки сдачи наличных белорусских рублей, предоставлена возможность не сдавать наличные белорусские рубли в банки в случае наличия остатка в кассе в сумме не более 2 БВ в день.
При определении остатка не учитываются наличные деньги, находящиеся в качестве установленного размера разменных денег. При этом следующая сдача наличных белорусских рублей осуществляется в сроки, исчисляемые от даты (со дня) наступившего, но нереализованного срока сдачи наличных белорусских рублей (часть пятая п. 12 Инструкции № 117).
2. Расширен перечень случаев, когда организации не вправе использовать наличные белорусские рубли, поступившие в их кассы (п. 15 Инструкции № 117).
3. С 1 июня 2019 г. отменена обязанность установления банками своим клиентам лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи наличной иностранной валюты субъектам хозяйствования, как определено в настоящее время в Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2013 № 185.
Необходимость установления остатка наличной иностранной валюты будет определяться самой организацией, получающей наличную иностранную валюту со своих текущих счетов на расходы, связанные со служебными командировками (п. 51 Инструкции № 117).
Остаток наличной иностранной валюты уполномоченным лицам, включая кассиров, организацией не устанавливается (п. 53 Инструкции № 117). Организации самостоятельно в письменной форме устанавливают порядок и сроки сдачи наличной валюты уполномоченным лицам (п. 8 Инструкции № 117).
Организации, имеющие поступления наличной иностранной валюты от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, также не устанавливают остаток наличной иностранной валюты. Наличная иностранная валюта, поступившая в их кассы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг за день, сдается на следующий рабочий день в банк (п. 57 Инструкции № 117).
4. Организации представляют в банки заявление для получения и взноса наличных белорусских рублей и наличной иностранной валюты. Форма заявления разрабатывается обслуживающим банком. Обязательные реквизиты заявления определены в пп. 23–25 Инструкции № 117.
Возможность внесения только наличных белорусских рублей, в т.ч. выручки, на текущие (расчетные) банковские счета самостоятельно держателями корпоративных дебетовых карточек при их использовании с применением программно-технических средств, обеспечивающих обслуживание держателей карточек, предусмотрена п. 35 Инструкции № 117.
Пункт 36 Инструкции № 117 предоставляет организациям возможность получить наличные белорусские рубли и наличную иностранную валюту не только в банках, но и с использованием корпоративных дебетовых карточек с применением программно-технических средств, обеспечивающих обслуживание держателей карточек.
Обращаем внимание, что наличные белорусские рубли могут получать держатели корпоративных карточек как для совершения текущих операций, так и для осуществления расходов, связанных со служебными командировками в пределах Республики Беларусь и за границу. При этом наличную иностранную валюту можно получить только для осуществления расходов, связанных со служебными командировками за границу.
Кроме того, в п. 36 Инструкции № 117 определен порядок отражения указанных операций в случае их совершения в месте и вне места нахождения субъекта хозяйствования.
При совершении операций в месте нахождения субъекта хозяйствования на сумму полученных наличных денег оформляется приходный кассовый ордер, в котором указывается цель получения денежных средств. Выдача наличных белорусских рублей и (или) наличной иностранной валюты осуществляется согласно п. 37 Инструкции № 117 по расходным кассовым ордерам или по платежной ведомости с приложением расходного кассового ордера на общую сумму выплаченных денег без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.
Важно! При совершении операций вне места нахождения субъекта хозяйствования на сумму полученных наличных денег приходный кассовый ордер не оформляется.
Если держатель корпоративной дебетовой карточки (например, в период продления командировки) получил наличные деньги вне места нахождения субъекта хозяйствования (в стране командирования) и осуществил там выплату другим работникам расходов, связанных с командировкой, он должен в соответствии с п. 90 Инструкции № 117 не позднее 15 рабочих дней со дня возвращения из служебной командировки, исключая день прибытия, представить в бухгалтерскую службу отчет об израсходованных суммах, приложить документы, подтверждающие произведенные расходы (расходные кассовые ордера или платежную ведомость с приложением расходного кассового ордера), и возвратить неизрасходованные денежные средства.
Если держатель корпоративной дебетовой карточки получил наличные деньги и осуществил расчеты наличными белорусскими рублями с физическими лицами (например, закупку сельхозпродукции) вне места нахождения субъекта хозяйствования, то согласно п. 89 Инструкции № 117 он должен представить отчет об израсходованных суммах в сроки, определяемые руководителями юридического лица, подразделения, индивидуальным предпринимателем, но не реже 1 раза в месяц.
5. Установлен единый срок использования денежных средств в белорусских рублях, выданных под отчет для осуществления текущих операций, за исключением расходов, связанных со служебными командировками, – 10 рабочих дней, включая день выдачи (получения) (п. 74 Инструкции № 117).
Пунктами 89 и 90 Инструкции № 117 установлен единый срок представления отчета об израсходованных суммах при проведении текущих операций и при служебных командировках независимо от наличной или безналичной формы выдачи аванса и проведения указанных операций – 15 рабочих дней. При этом неизрасходованные наличные деньги работники возвращают в эти же сроки, за исключением случаев, установленных в п. 1 части второй ст. 107 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Возможность выдачи под отчет белорусских рублей на текущие операции с использованием личных дебетовых карточек предусмотрена п. 74 Инструкции № 117.
Важно! Статьи по материалам круглого стола будут опубликованы на портале GB.BY и в журнале «Главный Бухгалтер».
- Порядок приема наличных денежных средств в случаях, когда КСА находится в ремонте*
- Порядок внесения наличных денег в КСА и их изъятие*
- Возврат некачественного товара при розничной торговле в магазине с использованием КСА с СКНО*
- Как изменились правила ведения кассовых операций в 2019 году (ГБ № 42, 2019)
- Изменения в правилах ведения кассовых операций в 2019 году (ГБ № 43, 2019)