(Комментарий к подп. 5.3–5.5 п. 5 Декрета № 7*)
_______________
* Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7).
С 26 февраля 2018 г. налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи в бюджет, государственные внебюджетные фонды не будут взыскиваться с плательщиков, если требование об их уплате не предъявлено в течение 5 лет со дня истечения срока уплаты. Исключение – случаи, когда проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает 5 лет и когда субъекты хозяйствования представляют налоговые декларации с внесенными изменениями и (или) дополнениями (подп. 5.4 п. 5 Декрета № 7).
Кроме того, при применении названной нормы важным становится понимание подходов к определению длящегося и разового правонарушения, выражающегося в неуплате налога.
Справочно: проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий 3 календарных лет (проверка соблюдения налогового законодательства – за период, не превышающий 5 календарных лет, если иное не установлено законодательными актами), предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (п. 16 Указа Президента Республики Беларусь от 17.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности»; далее – Указ № 376).
Определенный в части первой п. 16 Указа № 376 период, за который проводится проверка, не ограничивается в случаях проведения:
– проверки по поручениям Президента, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя КГК и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;
– проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
– проверки соблюдения бюджетного законодательства, законодательства об использовании бюджетных средств, использовании мер государственной поддержки, а также законодательства об использовании государственного имущества и охране окружающей среды;
– дополнительных проверок.
Таким образом, если субъекта проверяли в пределах 5-летнего периода и он подаст возражения на акт проверки, то при их рассмотрении может быть назначена дополнительная проверка. Ее период уже может не ограничиваться.
Должно оказать положительный эффект и снижение в 2 раза размеров пеней, начисляемых в соответствии с положениями ст. 52 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) при уплате сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, утилизационного сбора, взимаемого таможенными органами (подп. 5.3 п. 5 Декрета № 7).
Ведь практика такова, что зачастую суммы пеней могут перекрывать суммы самих платежей в 3 и более раза, в зависимости от периода, за который уплачивается соответствующий платеж.
Разрешился и вопрос о возможности зачета (возврата) излишне уплаченных в бюджет сумм налогов, сборов, пошлин (подп. 5.5 п. 5 Декрета № 7).
В настоящее время зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени возможен не позднее 3 лет со дня уплаты указанной суммы (п. 5 ст. 60 НК). Соответственно, если при проведении проверки выявлялись суммы недоплат в бюджет по налогам, даже при наличии переплаты по налогам в бюджете у данного плательщика, но истечении 3 лет со дня возникновения такой переплаты эти суммы нельзя было зачесть в счет уплаты налогов, по которым выявлена неуплата в ходе проверки.
Норма, изложенная в подп. 5.5 п. 5 Декрета № 7, исправила данную практику.
Подлежащая уплате нарастающим итогом сумма налога, сбора будет исчисляться по итогам налогового периода с учетом установленных фактов неуплаты и излишней уплаты суммы налога, сбора в отчетных периодах независимо от истечения 3-летнего срока со дня такой уплаты. Пени начисляются за данный налоговый период с учетом установленных налоговым законодательством сроков уплаты сумм налога, сбора и фактов излишне уплаченных в бюджет сумм налога, сбора.
Более подробно читайте в электронном «Главном Бухгалтере», 2017, № 46.