ВВЕДЕНЫ 30%-Й НАЛОГ НА БИРЖЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ И КОМИССИОННЫЙ СБОР
Налог на биржевые операции
Налог на биржевые операции в размере 30 %, срок действия которого ограничен временным интервалом с 20 декабря 2014 г. по 1 февраля 2015 г., уплачивают банки при приобретении валюты на торгах ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа". В свою очередь организации и индивидуальные предприниматели (ИП), по поручению которых валюта приобреталась, возмещают уплаченную сумму при перечислении купленной валюты на свои счета. Плательщиком этого налога являются банки, а налоговой базой – сумма денежных средств в белорусских рублях, уплаченная за приобретенную иностранную валюту.
Освобождается от налога приобретение иностранной валюты |*| на торгах ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа":
* Информация об отражении в бухгалтерском учете покупки иностранной валюты в 2014 г. доступна для подписчиков электронного "ГБ"
а) для расчетов за нефть, газ нефтяной (попутный), других жидких и газообразных углеводородов, газ природный, электрическую энергию;
б) за счет бюджетных средств.
Комиссионный сбор
Налог на биржевые операции установлен Указом Президента РБ от 20.12.2014 № 607 (далее – Указ № 607) в отношении банков, а через них – в отношении клиентов – юридических лиц и ИП.
Комиссионный сбор, ввести который рекомендовано банкам постановлением № 786, обязаны уплачивать физические лица:
а) по всем операциям покупки физическими лицами иностранной валюты;
б) при переоформлении средств физических лиц, находящихся на текущих (расчетных) банковских счетах и в срочных банковских вкладах (депозитах) в белорусских рублях, в иностранную валюту.
Комиссионный сбор не является налоговым платежом. В отличие от налога на биржевые операции он является доходом банков.
ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Налог на покупку иностранной валюты, который экономисты называют еще налогом Тобина (американский лауреат Нобелевской премии по экономике, предложивший ввести данный налог), на постоянной или временной основе используют и другие страны. Например, в России много лет существовал 1%-й налог при покупке валюты через обменные пункты.
Рассмотрим возможные последствия на двух мало взаимосвязанных рынках – наличной валюты для граждан и безналичной для организаций.
Наиболее оправдано введение такого налога во втором случае. Это поможет поддержать платежный баланс и снизить неконтролируемый всплеск импорта. Однако на фоне увеличения нормы обязательной продажи валюты с 30 % до 50 % очевидным эффектом будет не только стабилизация в валютной сфере, но и рост налоговой нагрузки. Существенное расхождение между курсами покупки и обязательной продажи |*| стимулирует предприятия всячески откладывать получение валютной выручки в ожидании хотя бы замены биржевого налога адекватной девальвацией на ту же сумму.
* Информация об отражении в учете обязательной продажи валюты при факторинге доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Обратим внимание, что банк, продающий предприятиям собственную валюту ("за счет валютной позиции"), не является плательщиком налога на биржевые операции и, следовательно, у него нет оснований добавлять 30%-ю маржу к величине рублевого покрытия. Вместе с другими перечисленными в Указе № 607 льготами это может опять привести к множественности курсов.
Но, прогнозируя подобные последствия, Нацбанк до 1 января 2017 г. фактически "закрыл" внебиржевой рынок. Все сделки сейчас пойдут через ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", что поддержит официальный курс белорусского рубля.
НОВЫЙ НАЛОГ: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
В разъяснениях Минфина и МНС РБ от 20.12.2014 № 05-1-35/185/2-2-11/7068 "О применении Указа Президента Республики Беларусь от 20.12.2014 № 607" приведена ссылка на абз. 2 п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102. В частности, указано, что в состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (субсчета 90-7 "Прочие доходы по текущей деятельности", 90-10 "Прочие расходы по текущей деятельности"), включают доходы и расходы, связанные с реализацией денежных средств. В письме сказано, что "поскольку при приобретении иностранной валюты одновременно осуществляется реализация белорусских рублей, сумма налога, возмещаемая банкам организациями, в пользу которых осуществляется приобретение иностранной валюты на торгах ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", отражается этими организациями в составе прочих расходов по текущей деятельности".
Мнение эксперта
"Реализация" белорусских рублей в принципе невозможна, так как белорусские рубли выполняют роль валюты оценки.
Организации и индивидуальные предприниматели, в пользу которых банки осуществляют приобретение иностранной валюты на торгах ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" и которые возмещают сумму налога банкам, сумму указанного возмещения соответственно:
– не включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, а также в состав внереализационных расходов;
– не учитывают в составе профессиональных налоговых вычетов при исчислении подоходного налога с физических лиц.
Мнение эксперта
Эта норма, очевидно, приведет к сокращению импорта: трудно представить такую рентабельность импортной операции, которая сможет перекрыть 30%-ю маржу.
Сумма комиссионного сбора, включаемая банками в состав доходов от реализации, освобождается от НДС в соответствии с подп. 1.37.3 п. 1 ст. 94 Налогового кодекса РБ.
ДРУГИЕ МЕРЫ
Постановление № 786 содержит ряд других мер антиинфляционного характера:
1) рекомендует банкам не превышать верхний предел процентной ставки по вкладам (депозитам) в белорусских рублях на уровне 50 % годовых. Привлеченные в качестве депозитов средства банки потом "перепродают" в качестве кредитов, поэтому ограничение процентов по депозиту не допустит роста кредитных ставок;
2) обязывает до 15 февраля 2015 г. не допускать:
– прирост требований к экономике в белорусских рублях;
– изменение денежных обязательств резидентов РБ по кредитным договорам, выраженных в белорусских рублях, на денежные обязательства, выраженные в иностранной валюте, и денежных обязательств резидентов РБ по кредитным договорам, выраженных в иностранной валюте, на денежные обязательства, выраженные в белорусских рублях.
Другими словами, речь идет о приостановлении кредитования в белорусских рублях (за исключением кредитования в размере погашаемых кредитов).
Что касается изменения валюты денежных обязательств, то Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72 (пп. 10, 13), разрешают изменение валюты денежных обязательств резидента перед банком, выраженных в иностранной валюте, на денежные обязательства, выраженные в белорусских рублях, но не разрешают наоборот.
Лишь банки, выполняющие первое требование, будут получать рублевую ликвидность со стороны Нацбанка (и то в минимальных объемах с целью проведения платежей);
3) снимает сроком до 1 января 2015 г. ограничения по максимальному размеру процентной ставки по банковскому кредиту. При кредитовании в иностранной валюте сейчас во всех случаях, как того требует постановление Правления Нацбанка РБ от 13.11.2012 № 577 "О предоставлении кредитов в иностранной валюте", сумма кредита будет направляться в оплату счетов кредитополучателя, а не зачисляться на его текущий счет;
4) повышает процентные ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям поддержки ликвидности (например, ломбардные кредиты) до 50 % годовых.