Иностранная организация «А», имеющая постоянное представительство на территории Республики Беларусь, приобретает товары у другой иностранной организации «Б», также имеющей постоянное представительство на территории Республики Беларусь.
Должно ли постоянное представительство организации «А» исчислять НДС в соответствии со ст. 92 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК)?
При реализации товаров на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возложена на состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации, приобретающие данные товары.
Такие организации имеют права и несут обязанности, установленные ст. 21 и 22 НК (п. 1 ст. 92 НК).
Таким образом, если постоянное представительство организации «А» приобретает товары на территории Республики Беларусь у постоянного представительства организации «Б», покупателю не нужно исчислять НДС в порядке, установленном ст. 92 НК.
Следует учитывать, что в такой ситуации первичный учетный документ, подтверждающий реализацию товаров, должен содержать УНП иностранной организации «А» и иностранной организации «Б», присвоенные им при постановке на учет в налоговых органах Республики Беларусь в качестве плательщика налогов. В договоре между сторонами целесообразно указать, что товары отгружаются для целей потребления постоянным представительством иностранной организации «А» на территории Республики Беларусь.
При этом сумма НДС, указанная в первичном учетном документе, будет вычитаться у постоянного представительства иностранной организации «А» при выполнении общеустановленных условий для такого вычета.
Организация оказывает услуги по вводу информации на сайты заказчиков.
Что считают местом реализации таких услуг, если они оказываются резидентам России, Казахстана и Армении?
Деятельность по внесению и изменению информации на интернет-сайтах классифицирована в подклассе 63110 «Обработка данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность» и включает услуги по вводу (внесению, изменению) информации, содержащейся на интернет-сайте заказчика (Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденный постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85 и вступивший в силу с 1 января 2016 г.).
Учитывая, что в подп. 1–4 п. 29 разд. IV Протокола* услуги по наполнению сайта информацией не поименованы, местом их реализации признают территорию Республики Беларусь |*|.
___________________
* Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).
* Информация об определении места реализации в ЕАЭС при исчислении НДС доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Соответственно услуги по наполнению сайта информацией по заданию заказчика облагают НДС по ставке 20 %.
Организация осуществляет разборку произведенного товара, в результате чего в производство поступают материалы по цене возможного использования.
Надо ли в этом случае корректировать налоговые вычеты, как по испорченным товарам?
Не надо.
К вычету не принимают суммы НДС по товарам в случае их порчи, утраты (за исключением порчи, утраты товаров в связи с чрезвычайными обстоятельствами: пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие) (подп. 19.15 п. 19 ст. 107 НК).
Данную норму не применяют в отношении основных средств и нематериальных активов.
Справочно: под порчей товара понимают ухудшение всех или отдельных качеств (свойств) товара, в результате которого данный товар не может быть использован для целей реализации и (или) в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг).
Под утратой товара понимают событие, в результате которого произошли уничтожение или потеря товара. Не является утратой потеря товаров, понесенная плательщиком в пределах норм естественной убыли, установленных законодательством.
Налоговые вычеты плательщика подлежат уменьшению на суммы НДС, принятые им ранее к вычету по испорченным и утраченным товарам.
Таким образом, при получении в случае разборки произведенных товаров отдельных частей, которые могут использоваться в процессе производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, налоговые вычеты не корректируют.
Организация в марте 2016 г. заключила договор комиссии, согласно которому она передает комиссионеру товар для продажи. В учетной политике на 2016 г. не было прописано особенностей определения момента фактической реализации в случае продажи товаров через комиссионеров. В связи с этим в марте 2016 г. внесены дополнения в учетную политику, согласно которым организация момент фактической реализации определяет по мере передачи товаров комиссионеру.
Может ли плательщик применять выбранный метод определения момента фактической реализации с учетом того, что он фактически не применялся с начала 2016 г. ввиду отсутствия соответствующих операций?
Днем отгрузки товаров их собственником на основе договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров признают:
– либо дату отгрузки товаров их собственником комиссионеру, поверенному или иному аналогичному лицу;
– либо дату отгрузки товаров комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом покупателю с учетом положений части второй п. 1 ст. 100 НК.
При этом выбранный плательщиком порядок определения дня отгрузки отражается в учетной политике организации и изменению в течение текущего налогового периода не подлежит (п. 1 ст. 100 НК) |*|.
* Информация об учетной политике организации на 2016 г. доступна для подписчиков электронного «ГБ»
В законодательстве установлены cлучаи, при которых в учетную политику организации могут быть внесены изменения. Такими случаями являются:
1) изменение законодательства;
2) изменение способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации;
3) принятие решения о реорганизации или ликвидации организации (п. 7 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).
При возникновении нового вида деятельности в текущем налоговом периоде (т.е. не с начала налогового периода) и внесении в учетную политику соответствующих дополнений, распространяющих свое действие с начала текущего периода, применение метода определения момента фактической реализации, указанного в таких дополнениях, является правомерным.
Организация оказывает услуги по ремонту сотовых телефонов.
Применяют ли в 2016 г. в отношении таких услуг освобождение от НДС?
Применяют, если услуги оказаны физическим лицам.
От НДС освобождают обороты по реализации на территории Республики Беларусь физическим лицам услуг по ремонту предметов личного пользования и бытовых товаров (подп. 1.43 п. 1 ст. 94 НК).
Таким образом, услуги по ремонту сотовых телефонов относят к услугам по ремонту предметов личного пользования и бытовых товаров. В связи с этим обороты по их реализации по заказам физических лиц освобождают от НДС.
Если же ремонт осуществляется по заказу организации, то освобождение не применяют ввиду того, что оказывается услуга по ремонту телефонов, используемых не для личного пользования, а для осуществления предпринимательской деятельности и иной деятельности, не связанной с личным потреблением.
Организация ввезла товары и применила при ввозе ставку НДС в размере 10 %. Эту же ставку НДС организация применила и при дальнейшей реализации товаров на территории Республики Беларусь. При проверке Минской региональной таможней были установлены факты неправомерного использования ставки НДС в размере 10 % ввиду несоответствия наименования ввезенного товара наименованию, содержащемуся в Перечне, утвержденном Указом № 287*.
_____________________
* Перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 № 287 (далее – Перечень и Указ № 287 соответственно).
Правомерно ли применение ставки НДС в размере 10 % при реализации вышеуказанного товара?
Неправомерно.
При ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по Перечню применяют ставку НДС в размере 10 % (подп. 1.2.2 п. 1 ст. 102 НК).
Указом № 287 установлена единая ставка НДС в размере 10 % как для целей уплаты НДС при ввозе товаров в Республику Беларусь, так и при их реализации на территории Республики Беларусь |*|.
* Информация о применении ставки НДС в размере 10 % доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Таким образом, в случае установления факта неправомерного применения ставки НДС в размере 10 % при ввозе товаров следует пересчитать налог исходя из ставки 20 %. Такой пересчет осуществляется путем умножения фактической цены с учетом НДС, предъявленного в первичных учетных документах исходя из ставки НДС в размере 10 %, на 20 и деления на 120.