В коммерческой организации допущена задержка выплаты заработной платы. Предусмотренный коллективным договором срок – 15-е число месяца, следующего за отчетным. Заработная плата за декабрь 2018 г. выплачена в полном размере 8 февраля 2019 г. (далее – первый случай), а задолженность за январь 2019 г. полностью погашена 27 февраля 2019 г. (далее – второй случай). Тарифная ставка 1-го разряда, применяемая в организации, равна 90 руб.
Снижается ли тарифная ставка 1-го разряда в организации в случаях такой просрочки?
Да, снижается, но только в первом случае задержки заработной платы и в отношении руководителей, специалистов и других служащих.
Для расчета должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих в период с 1 по 7 февраля 2019 г. применяется тарифная ставка 1-го разряда, установленная Правительством Республики Беларусь для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями (35,5 руб.).
Обоснуем наш ответ.
По общему правилу формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (часть первая ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК).
В то же время законодательством в отношении отдельных категорий работников предусмотрены некоторые ограничения. В частности, в приведенной ситуации необходимо руководствоваться подп. 1.3 п. 1 Указа № 483*.
______________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы» (далее – Указ № 483).
Из него следует, что наниматели, за исключением организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, имеющие просроченную задолженность по заработной плате |*| на конец отчетного периода, с 1-го числа месяца, следующего за отчетным, применяют тарифную ставку 1-го разряда для расчета должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих в размере, не превышающем величины тарифной ставки 1-го разряда, установленной Правительством Республики Беларусь для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, до ликвидации этой просроченной задолженности.
Указанная выше тарифная ставка 1-го разряда составляет 35,5 руб.
Поскольку в рассматриваемой ситуации в первом случае на 1 февраля 2019 г. имелась просроченная задолженность по заработной плате, то с этой даты для расчета должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих применяется тарифная ставка 1-го разряда 35,5 руб. вместо 90 руб. Указанное правило применяется для исчисления заработной платы за период с 1 по 7 февраля 2019 г., поскольку 8 февраля задолженность полностью погашена.
При этом следует контролировать, чтобы в целом за месяц размер начисленной заработной платы не был ниже установленной законодательством минимальной заработной платы (с учетом требований ст. 6 Закона Республики Беларусь от 17.07.2002 № 124-З «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы»).
Во втором случае просрочена задолженность по заработной плате за январь 2019 г., которая погашена до окончания отчетного месяца (т.е. нет просроченной задолженности по состоянию на 1 марта 2019 г.). Поэтому нет оснований для снижения тарифной ставки 1-го разряда до 35,5 руб.
От редакции:
С 1 мая 2019 г. тарифная ставка 1-го разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и организаций, работники которых приравнены по оплате труда к бюджетникам, составит 36,40 руб. Это на 0,90 руб., или на 2,5 %, выше действующего сегодня норматива (35,50 руб.).
Соответствующее решение закреплено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2019 № 214 «Об установлении размера тарифной ставки первого разряда».
У организации имеется задолженность по заработной плате. При этом выполнены показатели для премирования работников и руководителей.
Могла ли организация в такой ситуации выплатить директору организации премию за февраль 2019 г., а также при выполнении показателей за I квартал 2019 г.?
При наличии задолженности по зарплате – нет.
Поскольку в феврале 2019 г. просрочена задолженность по заработной плате, начисление и выплата премии директору за этот месяц не производятся.
Что касается премии за I квартал 2019 г., то в случае выполнения показателей для ее выплаты и отсутствия задолженности по заработной плате в марте 2019 г. премия может быть выплачена пропорционально месяцам, в которых отсутствовала задолженность по заработной плате, т.е. в размере 1/3 от установленной величины.
Данный вывод основан на нормах подп. 2.5 п. 2 постановления № 597* и письма № 1-2-12/2735**.
______________________
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (далее – постановление № 597).
** Письмо Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 20.11.2015 № 1-2-12/2735 «О применении норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 октября 2015 г. № 848» (далее – письмо № 1-2-12/2735).
Так, руководителям организаций не начисляются и не выплачиваются все виды премий, бонусов и вознаграждений, предусмотренные условиями контрактов, за месяц, в котором допущены:
– рост убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом по организации в целом, если иное не установлено законодательством;
– задолженность по выплате заработной платы;
– задолженность по оплате потребленных с начала отчетного года природного газа, электрической и тепловой энергии, образовавшаяся в результате необеспечения их оплаты в сроки, установленные договорами или законодательными актами.
Начисление руководителям организаций всех видов премий, бонусов и вознаграждений, предусмотренных условиями контрактов, за квартал, полугодие или иной период производится пропорционально месяцам, в которых отсутствовали рост убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) и виды задолженности, указанные выше (часть третья подп. 2.5 п. 2 постановления № 597).
Письмом № 1-2-12/2735 разъяснено следующее:
– указанные в подп. 2.5 п. 2 постановления № 597 нормы обязательны для применения в отношении руководителей организаций независимо от формы собственности (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций);
– задолженностью по выплате заработной платы является ее невыплата в сроки и размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением, заключенными и принятыми в соответствии с законодательством, или трудовым договором |*|.
Работникам коммунального унитарного предприятия при заключении контрактов предусматривается повышение тарифной ставки (оклада) в размере 50 % в соответствии с Декретом № 29*.
______________________
* Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29).
Можно ли отдельным работникам дополнительно установить повышение в связи с высокопроизводительным и качественным трудом согласно постановлению № 1748**?
______________________
** Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.11.1999 № 1748 «О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда» (далее – постановление № 1748).
Нет.
Контракт, заключенный с работником, должен предусматривать в качестве меры стимулирования труда повышение тарифной ставки в размере не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством (подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29).
Пунктом 2 постановления № 1748 установлено, что в соответствии с Декретом № 29 при заключении контракта с работником повышение тарифной ставки предусматривается в связи с высокопроизводительным и качественным трудом в размере до 25 %.
Таким образом, предусмотренное постановлением № 1748 повышение не является самостоятельной выплатой, а лишь конкретизирует условия для установления части повышения, предусмотренного Декретом № 29. То есть общий размер повышения не может превышать 50 %.
В коммерческой организации с долей собственности государства в ее имуществе 25 % коэффициент соотношения средней заработной платы директора и средней заработной платы по организации в целом установлен в размере 4.
Распространяется ли указанное ограничение на заместителя директора и главного бухгалтера?
Распространяется.
Коэффициент соотношения средней заработной платы заместителя директора организации с долей собственности государства в ее имуществе и средней заработной платы по организации в целом не может превышать размера коэффициента соотношения, установленного в соответствии с законодательством для директора организации.
Обоснуем наш ответ.
Необходимость установления указанного выше коэффициента в отношении руководителя организации независимо от формы собственности предусмотрена подп. 2.1 п. 2 постановления № 597.
Что касается заместителей руководителя и главных специалистов, то подобное ограничение предусмотрено только в отношении коммерческих организаций государственной формы собственности или с долей собственности государства в ее имуществе. В частности, подп. 3.4 п. 3 постановления № 1651* определено, что коэффициент соотношения средней заработной платы по каждой из указанных должностей и средней заработной платы по организации в целом не может превышать размера коэффициента соотношения, установленного в соответствии с законодательством для руководителя организации.
______________________
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2004 № 1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций» (далее – постановление № 1651).
В отношении коммерческих организаций негосударственной формы собственности (без доли собственности государства) такие ограничения носят рекомендательный характер (часть вторая подп. 3.4 п. 3 постановления № 1651).
Таким образом, поскольку в рассматриваемой ситуации в собственности организации имеется доля государства (вне зависимости от ее размера), в отношении заместителя директора и главного бухгалтера организации действует аналогичное ограничение, как и для директора |*|.
Справочно: на практике сложности возникают с порядком применения данного ограничения в отношении заместителей руководителей и главных специалистов. Это связано с тем, что порядок исчисления средней заработной платы данных лиц для сравнения со средней заработной платой по организации в целом законодательством не установлен (в отличие от порядка расчета коэффициента в отношении руководителя, предусмотренного постановлением № 597).
В такой ситуации целесообразно данный порядок закрепить в локальных нормативных правовых актах организации. Наиболее логичным будет руководствоваться подходами, определенными подп. 2.1, 2.2 п. 2 постановления № 597, в частности:
– определить особенности установления коэффициента, а также порядок его применения в течение года с учетом возможного изменения его уровня;
– установить перечень выплат, неучитываемых в заработной плате заместителей руководителя и главных специалистов при расчете коэффициента.