– Дмитрий Николаевич, какие первоочередные задачи ставились при корректировке НК?
– НК в соответствии с поручением Главы государства изложен в новой редакции.
При корректировке НК исходили из следующих поставленных задач:
– недопущение повышения налоговых ставок до 2020 г.;
– сокращение льгот по налогам, сборам (пошлинам) и упрощение механизмов их взимания;
– обеспечение стабильности налогового законодательства;
– недопущение правовой неопределенности и несогласованности предписаний;
– минимизация вмешательства государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность;
– соразмерность наказания характеру совершенного субъектом хозяйствования правонарушения и наступившим в результате его совершения последствиям;
– упрощение уплаты налогов для иностранных организаций;
– придание кодексу документа прямого действия.
– Помимо решения этих задач предусматривалось создание благоприятных условий для инвестирования в экономику страны, в т.ч. путем снижения налоговой нагрузки.
Что сделано в этом направлении?
– Действительно, в этой части НК предусмотрено следующее:
– увеличение в 1,5 раза размера инвестиционного вычета по налогу на прибыль;
– снижение до 6 % ставки налога на прибыль и подоходного налога в отношении дивидендов при условии нераспределения на потребление полученной прибыли в течение 3 лет и их полное освобождение от налогообложения в случае нераспределения прибыли на эти цели в течение 5 лет;
– отмена сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
– поэтапная отмена ограничения по принятию к вычету НДС в части импорта потребительских товаров (снижение ограничения с 1 января 2019 г. до 30 дней и его полная отмена с 1 января 2020 г.).
Для обеспечения более комфортных условий ведения бизнеса, в т.ч. иностранного, введен принцип стабильности налогового законодательства. Это означает, что в течение финансового года в любые элементы налогообложения изменения вноситься не могут, так как плательщик должен планировать бизнес-процессы и выстраивать работу с учетом законодательства, сформированного на финансовый год.
Поэтому из Общей части НК исключены нормы:
– предусматривающие, что в исключительных случаях законы и нормативные правовые акты (решения) местных Советов депутатов по вопросам налогообложения могут приниматься при уточнении бюджета на текущий финансовый год и (или) иметь иной срок вступления в силу, но не ранее дня их опубликования или доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом;
– регулирующие вопросы придания обратной силы актам налогового законодательства. Возможность придания обратной силы таким актам будет обеспечиваться с учетом положений Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
Немаловажно, что по просьбе бизнес-сообщества сохранена возможность ежегодной корректировки положений НК в случае, если предлагаемые изменения направлены на улучшение правового положения плательщиков.
– Какие новации предусмотрены для организаций в упрощении налогового администрирования?
– Предусмотрено следующее:
– с 3 до 5 лет увеличен период для зачета, возврата излишне уплаченных налогов, сборов (пошлин);
– внедрен риск-ориентированный подход с делением плательщиков на группы по степени риска. Это меняет подходы к приостановлению операций по счетам плательщиков, имеющих задолженность по текущим платежам в бюджет.
Например, если накануне нарушения плательщик в течение 6 месяцев своевременно исполнял свои налоговые обязательства, то приостановление операций по счетам будет происходить не ранее чем через 10 дней после наступления срока уплаты. За эти 10 дней плательщик будет иметь возможность рассчитаться с бюджетом.
Ранее операции по его счетам приостанавливали уже с 23-го числа при сроке уплаты 22-го числа;
– помимо залога и поручительства организации могут воспользоваться банковской гарантией. Это новый способ обеспечения исполнения налоговых обязательств;
– усовершенствован порядок взыскания дебиторской задолженности;
– изменены подходы к начислению пеней в части их ограничения суммой доначисленного по результатам проверок налога;
– предоставлено право плательщикам, обязанным представлять в налоговые органы налоговые декларации в виде электронного документа, направлять их на бумажном носителе при отсутствии технической возможности ее представления в виде электронного документа.
С учетом предполагаемой отмены ведения реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере статья «Права плательщиков» Общей части НК дополнена правом использовать в целях реализации своих прав и законных интересов информацию о субъектах хозяйствования и их деятельности, размещаемую в Интернете на едином портале электронных услуг.
Это позволит субъектам хозяйствования осуществлять проверку деловой репутации своих бизнес-партнеров, не возлагая на государство ответственность за несвоевременное выявление субъектов, в деятельности которых усматриваются признаки лжепредпринимательства.
– Немало поправок внесено в сферу контроля трансфертного ценообразования (ТЦО). В чем их суть?
– В НК уточнены положения, раскрывающие механизм контроля трансфертных цен, порядок и условия сопоставления анализируемых и рыночных сделок, расширено описание методов определения рыночной цены, определены основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при их выборе, и cоотносимость методов определения рыночной цены с характером сделок.
Сокращен круг лиц, сделки между которыми подлежат контролю применения ТЦО, а также увеличен их суммовой порог.
Так, для крупных плательщиков к контролируемым сделкам по ТЦО отнесены внешнеторговые сделки с взаимозависимыми лицами (ранее контролю подлежали все внешнеторговые сделки), сумма которых с каждым из таких лиц превышает 2 000 000 руб. (без учета косвенных налогов). В 4 раза (до 400 000 руб.) увеличен суммовой порог в отношении остальных внешнеэкономических сделок со взаимозависимыми лицами.
Сужен круг сделок по реализации и приобретению недвижимого имущества, подлежащих контролю применения ТЦО. В частности, контролю будут подлежать сделки со взаимозависимыми лицами или с организациями (индивидуальными предпринимателями), применяющими особые режимы налогообложения. При этом не будут контролироваться сделки, в результате которых физическое лицо приобрело в собственность жилище, в котором оно постоянно проживало не менее 5 лет.
Наряду с этим исключено 20%-е отклонение от рыночных цен, что соответствует международным подходам.
В целях облегчения администрирования ТЦО введена норма о заключении между плательщиком, в первую очередь крупным, и МНС соглашения о ценообразовании (продолжительность которого составляет до 3 лет), в котором применительно к контролируемой сделке будет согласовываться методика определения рыночной цены.
Это позволит плательщику не составлять документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены. В свою очередь, налоговый орган не будет осуществлять выездную налоговую проверку по вопросу контроля ТЦО по таким сделкам, если документы, которые плательщик представит в налоговый орган, будут подтверждать выполнение положений соглашения.
– Дмитрий Николаевич, на какие еще наиболее значимые изменения следует обратить внимание плательщикам при исчислении налогов?
– При исчислении НДС поправки носят, скажем так, локальный характер. Основные из них – это сближение бухгалтерского и налогового учета за счет унификации определения момента реализации товаров (работ, услуг).
По налогу на прибыль, помимо вышеуказанных новаций, отмечу следующее. В НК введено понятие нормируемых затрат. В отношении отдельных видов таких затрат плательщики вправе их учитывать по нормативу, установленному в размере 1 % от выручки с учетом НДС.
Плательщики вправе самостоятельно утверждать нормы потерь от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей (норм естественной убыли) в случае отсутствия таких норм, установленных законодательством.
Кроме того, для целей исчисления налога на прибыль плательщикам предоставляется право формировать резервы по сомнительным долгам, учитывать отдельные специфические доходы по кассовому методу.
В отношении ресурсных налогов наиболее значимыми для плательщиков являются следующие изменения:
– исключены из объектов обложения налогом на недвижимость объекты сверхнормативного незавершенного строительства;
– освобождены вновь построенные (после 1 января 2019 г.) объекты и земельные участки, на которых они расположены, от имущественных налогов в первый год их эксплуатации с применением понижающих коэффициентов к ставкам этих налогов в последующие 4 года (второй год – коэффициент 0,2; третий – 0,4; четвертый – 0,6; пятый – 0,8);
– отменен повышающий коэффициент 10 к ставкам земельного налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению;
– отменено право местных Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым и неэффективно используемым объектам, а также земельного налога за земельные участки, занятые такими объектами.
– Спасибо за интервью!
Интервью провел Михаил Щербаков,
редактор журнала «Главный Бухгалтер»