налогообложение
Выплата резидентом Парка высоких технологий дивидендов резиденту Лихтенштейна и уплата налога на доходы и оффшорного сбора
1 (330). Учредителем белорусской организации – резидента Парка высоких технологий является организация – резидент Лихтенштейна.
Возникают следующие вопросы:
1.1. Какую ставку налога на доходы применяют в отношении дивидендов, начисляемых и выплачиваемых резиденту Лихтенштейна?
Ставку 5 %.
Объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы), признаются дивиденды и приравненные к ним доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь (подп. 1.4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК).
Ставка налога на доходы по дивидендам составляет 12 % (п. 1 ст. 149 НК).
Помимо НК следует учитывать нормы Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 (далее – Положение).
Так, ставка налога на доходы, получаемые иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, по дивидендам, если источником выплаты такого дохода является резидент Парка высоких технологий, составляет 5 %, если более льготный режим не установлен международными договорами Республики Беларусь (п. 29 Положения).
Поскольку международного договора с Лихтенштейном у Республики Беларусь нет, то белорусская организация вправе применить ставку 5 % по налогу на доходы при выплате дивидендов резиденту Лихтенштейна.
1.2. Следует ли уплачивать оффшорный сбор при перечислении дивидендов?
Следует.
Объектами обложения оффшорным сбором являются:
– перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, если иное не установлено ст. 232 НК;
– исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, кроме случаев исполнения нерезидентом Республики Беларусь встречного обязательства путем перечисления на счет резидента Республики Беларусь денежных средств;
– переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне (п. 1 ст. 232 НК).
Отметим, что Княжество Лихтенштейн поименовано в Перечне оффшорных зон – государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 № 353.
Освобождению от обложения оффшорным сбором подлежат перечисления денежных средств, указанные в п. 1 ст. 233 НК.
Это следующие перечисления:
– государственными органами и государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в соответствии с обязательствами Республики Беларусь перед международными организациями, по межгосударственным и межправительственным договорам;
– в целях возврата резидентами Республики Беларусь денежных средств, полученных от нерезидентов Республики Беларусь в качестве кредитов и займов, процентов за пользование ими, а также ранее полученных от нерезидентов Республики Беларусь денежных средств по иным основаниям в соответствии с законодательством Республики Беларусь или договором;
– по договорам морской перевозки грузов и по договорам транспортной экспедиции при организации международных перевозок грузов морским транспортом;
– в иных случаях по решению Президента Республики Беларусь.
Как видим, в отношении дивидендов, выплачиваемых резиденту оффшорной зоны, освобождение в НК не предусмотрено. Таким образом, белорусская организация должна уплатить оффшорный сбор при перечислении дивидендов резиденту Лихтенштейна |*|.
* Практика исчисления и уплаты оффшорного сбора доступна всем на портале GB.BY
Тестирование производственного оборудования резидентом Польши и НДС
2 (331). Белорусская организация (заказчик) заключила договор с резидентом Польши (исполнитель) на выполнение работ по тестированию производственного оборудования, находящегося на территории Республики Беларусь. По условиям договора заказчик перечислил аванс в размере 30 %.
Возникают следующие вопросы:
2.1. Надо ли белорусской организации исчислить НДС при перечислении аванса нерезиденту?
Надо.
При реализации работ на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возложена на состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации, приобретающие данные работы (п. 1 ст. 92 НК).
Место реализации работ для целей обложения НДС определяют в соответствии с нормами ст. 33 НК. Следует учесть, что если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяют нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (п. 2 ст. 5 НК).
Местом реализации работ признают территорию Республики Беларусь, если работы связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь (подп. 1.2 п. 1 ст. 33 НК) |**|.
** Информация об определении места реализации при исчислении НДС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Исходя из изложенного, местом реализации выполняемых резидентом Польши работ по тестированию производственного оборудования является территория Республики Беларусь. Следовательно, белорусская организация должна исчислить и уплатить в бюджет НДС независимо от того, является ли она плательщиком налога по своей деятельности (п. 8 ст. 103 НК).
При определении налоговой базы НДС по договорам, предусматривающим реализацию работ за иностранную валюту, пересчет иностранной валюты в белорусские рубли производят по официальному курсу Нацбанка, установленному на момент фактической реализации работ (п. 2 ст. 97 НК).
Моментом фактической реализации работ на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, признают день оплаты, включая авансовый платеж (п. 5 ст. 100 НК).
Таким образом, при перечислении аванса нерезиденту белорусская организация обязана исчислить НДС.
2.2. Как отражают НДС в налоговой декларации по НДС?
В налоговой декларации по НДС налоговую базу по приобретенным объектам отражают в гр. 2 по стр. 13 разд. I части I без суммы исчисленного НДС, а сумму НДС – в гр. 4.
Налоговую декларацию по НДС организация представляет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, на который приходится день проведения расчетов с иностранным исполнителем (заказчиком). Налог уплачивают не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пп. 2, 3 ст. 108 НК).
Суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении объектов у иностранных организаций, белорусский покупатель (заказчик) принимает к вычету в отчетном периоде, следующем за периодом их исчисления.
Суммы налога, уплаченные белорусской организацией при приобретении работ по тестированию, подлежат вычету исходя из официального курса иностранной валюты, установленного Нацбанком на день оплаты работ (включая авансовый платеж) (п. 14 ст. 107 НК).
Реализация бывшей в употреблении тары и НДС
3 (332). Организация реализовала бывшую в употреблении (использовании) многооборотную тару выше цены ее приобретения.
Как отразить оборот по реализации многооборотной тары в налоговой декларации по НДС?
На реализацию приобретенной многооборотной тары распространяется следующее положение НК (п. 3 ст. 98 НК).
Налоговая база НДС при реализации по регулируемым розничным ценам с учетом НДС приобретенных (ввезенных) товаров определяется как положительная разница между ценой реализации и ценой приобретения этих товаров. При этом цены приобретения и реализации определяются с учетом НДС.
Таким образом, оборот по реализации многооборотной тары в налоговой декларации по НДС отражают в сумме положительной разницы между ценой реализации и ценой приобретения.
Налоговую базу отражают в части I разд. I налоговой декларации по НДС |*|.
* Комментарий о форме и порядке заполнения налоговой декларации по НДС в 2015 г. доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Сергей Козырев, канд. экон. наук, DipIFR,
аудитор ООО "Аудиторский центр "Эрудит"
Аренда объекта с правом выкупа и распределение "входного" НДС
4 (333). Должен ли арендатор распределить сумму "входного" НДС в части контрактной стоимости объекта аренды с праом выкупа между облагаемыми и освобождаемыми от НДС оборотами по реализации?
Не должен.
В случае одновременного использования приобретенных товаров при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения, и товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению, включение сумм НДС, за исключением сумм НДС, уплаченных (предъявленных) при приобретении основных средств, в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, осуществляется нарастающим итогом с начала года исходя из доли оборота операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобожденных от налогообложения, в общем объеме оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 3 ст. 106 НК).
Таким образом, распределение "входного" НДС по приобретаемым объектам основных средств, в т.ч. арендованным, между облагаемыми от НДС и освобождаемыми оборотами по реализации не производится |*|.
* Информация о порядке распределения налоговых вычетов по НДС при применении освобождения от "ввозного" НДС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Возмещение арендодателем в виде взаимозачета расходов арендатора по замене окон и НДС
5 (334). Арендатор в арендуемом помещении произвел замену деревянных окон на пластиковые, которую осуществил индивидуальный предприниматель. Согласно договору аренды возмещение стоимости этой замены осуществляет арендодатель за счет арендной платы, т.е. посредством взаимозачета.
Следует ли арендатору исчислить НДС при возмещении своих расходов?
Не следует.
Объектами обложения НДС не признают обороты по возмещению арендодателю арендатором стоимости приобретенных работ, связанных с арендой, не включенной в сумму арендной платы (подп. 2.12.2 п. 2 ст. 93 НК).
Данное положение распространяется на обороты по возмещению арендатору арендодателем стоимости приобретенных работ, связанных с арендой.
Таким образом, приобретенные работы по замене окон арендуемого здания, возмещаемые арендодателем в виде взаимозачета, не являются объектом обложения НДС у арендатора, и налог не исчисляется |**|.
** Информация о типичных ошибках, допускаемых при определении объектов обложения НДС, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
бухучет-2015
Приобретение импортированного товара и курсовые разницы
6 (335). Необходимо ли торговой организации, импортирующей товары, в учетной политике прописывать порядок бухгалтерского учета курсовых разниц?
Необходимо, если имеют место частичные авансы.
С 1 января 2015 г. порядок отражения в бухгалтерском учете выраженной в иностранной валюте стоимости активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов и разниц, возникающих при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь, в организациях определяет Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности "Влияние изменений курсов иностранных валют", утвержденный постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.10.2014 № 69 (далее – Национальный стандарт).
Выраженную в иностранной валюте стоимость полученных активов и стоимость относящихся к этим активам обязательств отражают в бухгалтерском учете в белорусских рублях по официальному курсу:
– на дату совершения хозяйственной операции, если не был перечислен аванс в иностранной валюте;
– дату (даты) перечисления аванса в иностранной валюте, если был перечислен аванс в иностранной валюте в размере полной стоимости активов (полной суммы расходов);
– дату (даты) перечисления аванса в иностранной валюте в части стоимости активов, приходящейся на аванс, и дату совершения хозяйственной операции в части стоимости активов, не приходящейся на аванс, если был перечислен аванс в иностранной валюте в размере частичной стоимости (п. 3 Национального стандарта).
Порядок определения стоимости каждой единицы (части) активов в случае частичных авансов закрепляется в положении об учетной политике организации.
Таким образом, торговой организации, импортирующей товары, необходимо прописывать порядок бухгалтерского учета курсовых разниц |*| в учетной политике в случае, если имеют место частичные авансовые оплаты.
* Информация о документах, которые регламентируют порядок учета курсовых разниц, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Как вариант, торговая организация может закрепить в учетной политике определение стоимости каждой единицы приобретенного товара пропорционально стоимости каждой единицы товара в общей стоимости товара в иностранной валюте.
Пример. Определение стоимости товара при частичной оплате
Стоимость приобретенных 3 единиц товаров составляет 20 000 евро. Стоимость товара № 1 – 4 000 евро, стоимость товара № 2 – 10 000 евро, стоимость товара № 3 – 6 000 евро. Предоплата была осуществлена 17 января 2015 г. в сумме 8 000 евро, курс евро на эту дату составлял 17 320 руб. за 1 евро. Товар был получен 23 января 2015 г. (курс евро составлял 17 250 руб. за 1 евро). Общая сумма расходов в белорусских рублях равна 345 560 000 руб. (17 320 руб. × 8 000 евро + 17 250 руб. × 12 000 евро). Стоимость товаров определена в нижеприведенной таблице.
В бухгалтерском учете организации необходимо сделать следующие записи:
Д-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – К-т 52 "Валютные счета" – 138 560 000 руб. (17 320 × 8 000 евро)
– на сумму произведенной частичной оплаты;
Д-т 41 "Товары" (аналитический учет в разрезе товаров) – К-т 60 – 345 560 000 руб. (17 320 руб. × 8 000 евро + 17 250 руб. × 12 000 евро).
При окончательном расчете возникнут курсовые разницы, которые будут отражаться в бухгалтерском учете организации записью: Д-т (К-т) 91 "Прочие доходы и расходы" – К-т (Д-т) 60.
Виталий Раковец, аудитор
ООО "АудитИнком"
пособия семьям, воспитывающим детей
Работник опоздал за назначением пособия
7 (336). В семье работницы воспитываются двое сыновей: одному 10 лет, второму в январе 2015 г. исполнилось 3 года. 1 июля 2015 г. работница обратилась за назначением пособия по Указу № 572*.
_______________
* Указ Президента Республики Беларусь от 09.12.2014 № 572 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей" (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ"– Указ № 572).
Имеет ли организация право начислить указанное пособие и за какой период?
Не имеет.
Право на назначение ежемесячного пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ"– пособие по Указу № 572 |*|) установлено с 1 января 2015 г.
* Комментарий к Указу № 572 доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Предусмотрено такое пособие для семей, в которых одновременно воспитываются дети в возрасте до 3 лет и от 3 до 18 лет. Соответственно семья имела право на это пособие с 1 января 2015 г. по день исполнения младшему ребенку возраста 3 лет включительно.
Для лиц, имеющих право на пособие по Указу № 572 на 1 января 2015 г., законодательством установлено, что при обращении за его назначением не позднее 30 июня 2015 г. днем возникновения права на пособие является 1 января 2015 г. (п. 9 Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, утвержденного Указом № 572; далее – Положение № 572). В случае обращения за назначением пособия после 30 июня 2015 г. право на назначение пособия с 1 января 2015 г. утрачивается.
Поскольку заявление о назначении пособия поступило от сотрудницы 1 июля 2015 г., в назначении пособия по Указу № 572 ей следовало отказать.
Возврат излишне выплаченных сумм пособия
8 (337). В каком порядке следует удерживать с работницы излишне начисленное пособие по Указу № 572?
Вопросы, связанные с порядком и условиями назначения и выплаты пособия, не урегулированные Положением № 572, регулируются законодательством о пособии по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (п. 10 Положения № 572).
Порядок возврата излишне выплаченных сумм пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет |**| определен ст. 24 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" (далее – Закон).
** Информация об особенностях назначения и выплаты пособий семьям, воспитывающим детей, в 2015 г. доступна всем на портале GB.BY
Так, излишне выплаченные суммы государственных пособий (вследствие представления документов с заведомо недостоверными сведениями, непредставления либо несвоевременного представления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты государственного пособия, других изменений, влияющих на право получения государственного пособия или на его размер, а также вследствие иных переплат) подлежат возврату получателем государственного пособия (ст. 24 Закона).
В случае отказа получателя государственного пособия от возврата излишне выплаченных сумм государственных пособий в добровольном порядке их удержание производится из сумм государственных пособий, заработной платы, денежного довольствия, стипендии или иного дохода на основании решения комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности (далее – комиссия) в размере не более 20 % от действующего размера государственного пособия ежемесячно до полного погашения задолженности. При прекращении выплаты государственного пособия, заработной платы, денежного довольствия, стипендии или иного дохода оставшаяся задолженность взыскивается с получателя государственного пособия в судебном порядке.
Таким образом, при установлении факта переплаты пособия по Указу № 572 комиссия письменно уведомляет об этом получателя и предлагает ему вернуть излишне выплаченные суммы пособия в добровольном порядке. Если получатель согласен, то он может вернуть всю сумму переплаченного пособия в срок, установленный комиссией, либо письменно согласовать с комиссией график возврата переплаченной суммы по частям до полного погашения переплаты. При добровольном возврате излишне выплаченных сумм пособия решения комиссии об удержании переплаты не требуется.
Если в установленный комиссией срок получатель не изъявит добровольного желания вернуть излишне полученные суммы пособия по Указу № 572, комиссия принимает решение об удержании переплаты из этого же вида пособия (если оно продолжает выплачиваться) или из другого вида пособия (например, пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет) или из заработной платы, денежного довольствия, стипендии или иного дохода. При этом ежемесячный размер удерживаемой по решению комиссии суммы не может превышать 20 % от действующего размера пособия.
Справочно: по состоянию на сентябрь 2015 г. размер пособия по Указу № 572 составляет 784 600 руб. Следовательно, взыскиваемая по решению комиссии за сентябрь 2015 г. переплаченная сумма этого пособия не должна превышать 156 920 руб. (20 % от 784 600 руб.).
Учет основных средств
Производительный способ начисления амортизации по зданиям
9 (338). В организации на балансе числятся следующие объекты основных средств:
– административное здание и здание склада, построенные в 2010 г.;
– машины и оборудование для бетонных работ, приобретенные в августе 2015 г. В техническом паспорте на оборудование для бетонных работ ресурс не указан.
Возникли следующие вопросы:
9.1. Возможно ли применить производительный способ начисления амортизации по административному зданию и зданию склада?
Возможно.
При производительном способе начисления амортизации ее начисляют исходя из амортизируемой стоимости объекта и отношения натуральных показателей объема продукции (работ, услуг), выпущенной (выполненных) в текущем периоде, к ресурсу объекта (п. 43 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6; далее – Инструкция № 37/18/6).
При вводе в эксплуатацию объектов основных средств, амортизацию по которым предполагается начислять производительным способом, по решению комиссии по проведению амортизационной политики (далее – комиссия) исходя из технических характеристик устанавливают ресурс каждого объекта – количество продукции (работ, услуг) в натуральных показателях, которое в соответствии с технической документацией может быть выпущено (выполнено) на протяжении всего срока эксплуатации объекта. Период, в течение которого будет выпущено (выполнено) указанное количество продукции (работ, услуг) в натуральных показателях, определяют как срок полезного использования данного объекта (п. 23 Инструкции № 37/18/6).
Напрямую ограничения по применению способов начисления амортизации определены в отношении нелинейного способа, в т.ч. по зданиям и сооружениям, за исключением антенн и взлетно-посадочных полос (п. 41 Инструкции № 37/18/6).
Что касается производительного способа, то по нему на первый взгляд никаких ограничений не установлено. Вместе с тем, как было отмечено, при применении производительного способа определяют ресурс каждого объекта.
Фактически применение производительного способа возможно только в отношении тех объектов, ресурс которых достаточно точно определен (в технической документации) и имеет конкретное количественное выражение, т.е. объектов, при помощи которых непосредственно происходит выпуск продукции (выполнение работ, оказание услуг).
В связи с этим применение производительного способа начисления амортизации по зданиям и сооружениям на практике весьма затруднительно, так как у такого рода объектов отсутствует определенный ресурс использования. Вместе с тем, если такой ресурс все же будет установлен комиссией, следует иметь в виду, что применение производительного способа по зданиям законодательно не ограничено |*|.
* Информация о способах и методах начисления амортизации доступна для подписчиков электронного "ГБ"
9.2. Можно ли применить производительный способ по оборудованию для бетонных работ, если ресурс в техническом паспорте к данному оборудованию не указан и будет установлен комиссией самостоятельно?
Нельзя.
Пункт 23 Инструкции № 37/18/6 содержит прямое указание на то, что ресурс объекта должен быть определен в технической документации к данному объекту. Комиссия применяет его лишь для целей расчета амортизации производительным способом.
Следовательно, если по оборудованию для бетонных работ ресурс в техническом паспорте не указан, комиссия не имеет права на самостоятельное его определение, поскольку законодательством это не предусмотрено.
Ирина Толкун, экономист