Приказом МНС Беларуси утверждены критерии оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки. Риск оценивается в баллах. Итоговую сумму баллов может уменьшить только один критерий – наличие статуса "Лучший плательщик налогов, сборов".
Критерии зависят от принимаемой системы налогообложения и определяются за календарный год, предшествующий году, в котором формируется план выборочных проверок. Отдельные критерии определяются за два или три календарных года.
Для оценки степени риска МНС будет использовать такие источники информации, как результаты анализа отчетности и сведений, представляемых самим плательщиком, а также другими органами и организациями; результаты предыдущих проверок и иных форм контроля.
В качестве примера приведем критерии оценки степени риска для организаций, применяющих общеустановленную систему налогообложения. Это одно из семи приложений приказа МНС Беларуси от 09.02.2018 № 20.
В остальных шести приложениях установлены критерии оценки степени риска: для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, уплачивающих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; для организаций, уплачивающих единый налог на вмененный доход; для организаций, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса, уплачивающих налог на доходы от лотерейной деятельности, уплачивающих налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр; для ИП, уплачивающих подоходный налог с физических лиц; ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения; ИП, уплачивающих единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Критерии оценки степени риска для организаций, применяющих общеустановленную систему налогообложения
№ п/п |
Наименование критерия |
Балл |
1 |
Наличие двух и более случаев в календарном году* непредставления, несвоевременного представления налоговой декларации (расчета), других документов, обязанность предоставления которых установлена законодательством, за разные отчетные периоды по одной и той же форме, в случаях и сроки, установленные законодательством |
5 |
2 |
Наличие двух и более случаев в календарном году* неуплаты, несвоевременной и (или) неполной уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в установленный законодательством срок |
5 |
3 |
Непредставление в течение календарного года* пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, если факт правонарушения невозможно установить без проведения проверки |
5 |
4 |
Отсутствие исчисленных налогов, сборов (пошлин) при наличии сведений о ввозе, приобретении и (или) реализации товаров (работ, услуг) в календарном году*, в том числе на территории других государств |
8 |
5 |
Несоответствие заявленных размеров выручки (доходов) от реализации, отраженных в налоговых декларациях (расчетах), сведениям о фактическом ввозе и (или) реализации товаров за календарный год* |
7 |
6 |
Наличие сведений о фактах совершения сделок (операций) с субъектами, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (по основаниям, установленным абзацами вторым-пятым подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств" (далее – Указ № 488). Данный критерий оценивается за 2 календарных года*: |
|
|
наличие данных фактов в первом календарном году* |
4 |
|
наличие данных фактов во втором календарном году* |
4 |
7 |
Наличие сведений о фактах совершения сделок (операций) с субъектами, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (по основанию, установленному абзацем шестым подпункта 1.1 пункта 1 Указа №488). Данный критерий оценивается за 2 календарных года*: |
|
|
наличие данных фактов в первом календарном году* |
2 |
|
наличие данных фактов во втором календарном году* |
2 |
8 |
Налоговая нагрузка на доходы проверяемого субъекта в календарном году* ниже ее среднего уровня в соответствующей отрасли экономики (по виду экономической деятельности), с учетом применяемой ставки налога на добавленную стоимость. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*: |
|
|
наличие данных фактов в первом календарном году* |
3 |
|
наличие данных фактов во втором календарном году* |
3 |
9 |
Снижение налоговой нагрузки на доходы проверяемого субъекта в календарном году* более 20% по сравнению с предыдущим годом при стабильной или увеличивающейся налоговой нагрузке по другим юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям данной отрасли (данного вида экономической деятельности), с учетом применяемой ставки налога на добавленную стоимость. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*: |
|
|
наличие данных фактов в первом календарном году* |
4 |
|
наличие данных фактов во втором календарном году* |
4 |
10 |
Представление субъектом налоговых деклараций (расчетов) с внесенными изменениями и (или) дополнениями, согласно которым корректируется размер налогового обязательства в сторону уменьшения, за один и тот же отчетный (налоговый) период два и более раза в календарном году*. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*: |
|
|
наличие данных фактов в первом календарном году* |
3 |
|
наличие данных фактов во втором календарном году* |
3 |
11 |
Главный бухгалтер проверяемого субъекта одновременно является главным бухгалтером других организаций, либо индивидуальным предпринимателем |
1 |
12 |
Учредитель, руководитель проверяемого субъекта, одновременно является учредителем, руководителем других организаций, либо индивидуальным предпринимателем |
3 |
13 |
Учредитель, руководитель, главный бухгалтер проверяемого субъекта ранее являлся учредителем, руководителем, главным бухгалтером субъекта, включенного в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере |
7 |
14 |
Учредитель, руководитель, главный бухгалтер проверяемого субъекта ранее являлся учредителем, руководителем, главным бухгалтером организаций или индивидуальным предпринимателем, в отношении которых судом вынесено определение об открытии конкурсного производства и подготовке дела об экономической несостоятельности (банкротстве) к судебному разбирательству, и (или) признанных экономически несостоятельными (банкротами) и (или) задолженность которых была признана безнадежным долгом и списана в соответствии с законодательными актами |
4 |
15 |
Учредитель, руководитель проверяемого субъекта является нерезидентом Республики Беларусь |
2 |
16 |
Наличие нарушений, установленных в ходе последней проверки (размер доначисленных налогов составляет до 500 БВ) |
2 |
17 |
Наличие значительных нарушений, установленных в ходе последней проверки (размер доначисленных налогов составляет более 500 БВ) |
3 |
18 |
Субъект в календарном году* имеет выручку от реализации товаров (работ, услуг) от 50 000 БВ до 80 000 БВ при количестве работников меньше либо равно 2 |
3 |
19 |
Субъект в календарном году* имеет выручку от реализации товаров (работ, услуг) более 80 000 БВ при количестве работников меньше либо равно 3 |
5 |
20 |
Субъект, прошедший процедуру реорганизации |
3 |
21 |
Снятие с учета и постановка на учет в разных налоговых органах (миграция между налоговыми органами) два раза в течение 2 календарных лет* |
2 |
22 |
Более двух раз снятие с учета и постановки на учет в разных налоговых органах (миграция между налоговыми органами) в течение 2 календарных лет* |
5 |
23 |
Неосуществление в течение календарного года* в установленные сроки платежей по налогу на добавленную стоимость по товарам, ввозимым из ЕАЭС, при наличии сведений о ввозе товаров из ЕАЭС |
4 |
24 |
Наличие в календарном году* возврата (зачета) НДС на общую сумму до 1 000 БВ. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*: |
|
|
наличие данных фактов в первом календарном году* |
1 |
|
наличие данных фактов во втором календарном году* |
1 |
25 |
Наличие в календарном году* возврата (зачета) НДС на общую сумму от 1 000 БВ до 3 000 БВ. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*: |
|
|
наличие данных фактов в первом календарном году* |
3 |
|
наличие данных фактов во втором календарном году* |
3 |
26 |
Наличие в календарном году* возврата (зачета) НДС на общую сумму 3 000 БВ и более. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*: |
|
|
наличие данных фактов в первом календарном году* |
5 |
|
наличие данных фактов во втором календарном году* |
5 |
27 |
Наличие в календарном году* оборотов по реализации товаров (работ, услуг) и НДС к уплате, равного нулю, либо подлежащего возврату. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*: |
|
|
наличие данных фактов в первом календарном году* |
3 |
|
наличие данных фактов во втором календарном году* |
3 |
28 |
Наличие от двух до четырех случаев в течение календарного года* несвоевременного выставления (невыставления) электронного счета-фактуры (далее – ЭСЧФ), повлекшее занижение объектов налогообложения |
1 |
29 |
Наличие от четырех и более случаев в течение календарного года* несвоевременного выставления (невыставления) ЭСЧФ, повлекшее занижение объектов налогообложения |
3 |
30 |
Субъекты, заявившие в календарном году* к возврату значительную сумму НДС, при незначительных оборотах по реализации (величина оборотов по реализации товаров (работ, услуг), вычет по которым осуществляется в полном объеме, составляет не более 20% от суммы налога к возврату) |
7 |
31 |
Наличие убытка по итогам календарного года* по данным налоговой декларации. Данный критерий оценивается за 3 календарных года*: |
|
|
наличие данных фактов в первом календарном году* |
3 |
|
наличие данных фактов во втором календарном году* |
3 |
|
наличие данных фактов в третьем календарном году* |
3 |
32 |
Использование льгот при налогообложении в календарном году*. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*: |
|
|
наличие данных фактов в первом календарном году* |
2 |
|
наличие данных фактов во втором календарном году* |
2 |
33 |
Осуществление в календарном году* производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*: |
|
|
наличие данных фактов в первом календарном году* |
3 |
|
наличие данных фактов во втором календарном году* |
3 |
34 |
Осуществление в календарном году* оптовой торговли и (или) хранения (как вид предпринимательской деятельности) алкогольной непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*: |
|
|
наличие данных фактов в первом календарном году* |
1 |
|
наличие данных фактов во втором календарном году* |
1 |
35 |
Осуществление в календарном году* розничной торговли алкогольными напитками. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*: |
|
|
наличие данных фактов в первом календарном году* |
1 |
|
наличие данных фактов во втором календарном году* |
1 |
36 |
Осуществление в календарном году* производства табачных изделий. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*: |
|
|
наличие данных фактов в первом календарном году* |
3 |
|
наличие данных фактов во втором календарном году* |
3 |
37 |
Осуществление в календарном году* оптовой торговли и (или) хранения (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*: |
|
|
наличие данных фактов в первом календарном году* |
1 |
|
наличие данных фактов во втором календарном году* |
1 |
38 |
Осуществление в календарном году* розничной торговли табачными изделиями. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*: |
|
|
наличие данных фактов в первом календарном году* |
1 |
|
наличие данных фактов во втором календарном году* |
1 |
39 |
Наличие сведений о нарушениях в календарном году* в сфере обращения нефтяного жидкого топлива: отсутствие маркировки сопроводительных документов на топливо, ввозимое в Республику Беларусь автомобильным транспортом с территории государств - членов Таможенного союза, не внесение денежных средств в республиканский бюджет, в определяемых Советом Министров Республики Беларусь порядке и размере, рассчитанном исходя из вида и объема этого топлива |
3 |
40 |
Начисление суммы акцизов к уплате свыше 4 000 БВ в календарном году* |
7 |
41 |
Начисление суммы акцизов к уплате от 500 БВ до 4 000 БВ в календарном году* |
5 |
42 |
Начисление суммы акцизов к уплате до 500 БВ в календарном году* |
3 |
43 |
Среднемесячная заработная плата субъекта в календарном году* ниже среднемесячной заработной платы в соответствующей отрасли экономики (виде экономической деятельности) |
3 |
44 |
Отражение субъектом суммы расхода, максимально приближенной (95 процентов и более) к сумме его дохода, полученного за календарный год* |
9 |
45 |
Наличие статуса "Лучший плательщик налогов, сборов". Данный критерий оценивается за 2 календарных года*: |
|
|
наличие статуса в первом календарном году* |
-30 |
|
наличие статуса во втором календарном году* |
-30 |
*Для присвоения критерия в качестве календарного года используется календарный год, предшествующий году, в котором формируется план выборочных проверок. Максимальная сумма баллов по данной группе субъектов 204.
При расчете индикатора высокой степени риска, определяемого в порядке, указанном в пункте 9 методики формирования системы оценки степени риска, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2018 г. № 43, будет использоваться повышающий коэффициент в размере 1,2.