налогообложение
Налог на прибыль при передаче товаров между филиалами
1 (452). В состав одного юридического лица входят 2 филиала, имеющие отдельный баланс и банковский счет.
Один филиал приобрел товары и передал их для реализации другому филиалу.
Следует ли при передаче фактических затрат на приобретение товаров между филиалами юридического лица в 2013 и 2014 гг. исчислять налог на прибыль |*|?
* Дополнительная информация об исчислении налога на прибыль при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Не следует.
Объектом обложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 35 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК), начисленные белорусскими организациями (ст. 126 НК).
Под валовой прибылью для белорусских организаций признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
Реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав – это отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок (ст. 31 НК).
Учитывая вышеизложенное, передачу товаров, работ, услуг в пределах одного юридического лица не признают реализацией и при передаче фактических затрат на приобретение товаров между филиалами юридического лица в 2013–2014 гг. налог на прибыль не исчисляют.
В учете филиала 1:
Д-т 41 – К-т 60
– приобретены товары;
Д-т 18 – К-т 60
– отражен НДС, выставленный продавцом;
Д-т 79 – К-т 41
– переданы филиалу 2 товары для последующей реализации;
Д-т 79 – К-т 18
– передан НДС, приходящийся на переданные товары*.
______________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
Ирина Ефимова, экономист
Белорусские организации оплатили участие в зарубежном инвестиционном форуме
2 (453). Белорусская делегация, состоящая из сотрудников ряда ведомств и коммерческих организаций, направляется в иностранное государство на инвестиционный форум.
Цель поездки – представить иностранным инвесторам информацию об инвестиционном потенциале Беларуси. Во время встречи предполагаются презентации, посещение предприятий на территории иностранного государства, участие в заседании по итогам встречи.
Оплату участия во встрече осуществляют на счет иностранной организации белорусские организации согласно инвойсу, в котором указана сумма регистрационного сбора.
В то же время НК предусмотрено, что доходы, получаемые иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, от источников в Республике Беларусь, подлежат обложению налогом на доходы. Среди них – доходы от оказания услуг в сфере образования (подп. 1.12.7 п. 1 ст. 146 НК).
Подпадает ли оплата участия в форуме под доходы, полученные нерезидентом за образовательные услуги?
Не подпадает.
Подпункт 1.12.7 п. 1 ст. 146 НК не содержит конкретного перечня образовательных услуг, которые подлежат обложению налогом на доходы |*|.
* Порядок уплаты налога на доходы и оффшорного сбора при обучении в Черногории доступен для всех читателей GB.BY
Однако термин "образование" и связанные с ним определения и понятия приведены в Кодексе РБ об образовании (далее – Кодекс об образовании). Из него следует, что образование в республике подразделяется на основное, дополнительное и специальное (п. 4 ст. 11 Кодекса об образовании). Система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования (п. 5 ст. 11 Кодекса об образовании).
Для целей обложения налогом на доходы в ситуациях, когда образовательные услуги оказывает иностранная организация, а доходы ей начисляет и выплачивает белорусская организация, значение могут иметь услуги в области высшего, послевузовского образования и услуги в области дополнительного образования взрослых.
Дополнительное образование для взрослых может осуществляться посредством реализации программ повышения квалификации и стажировки руководящих работников и специалистов, рабочих (служащих), переподготовки и профессиональной подготовки рабочих (служащих), обучающих курсов (лекториев, семинаров, тренингов и др.), программ обучения в организациях, совершенствования возможностей и способностей личности и др. (ст. 13, гл. 50 Кодекса об образовании).
Из условий вопроса видно, что международная встреча не носит обучающего характера.
Следовательно, выплачиваемые белорусской организацией доходы иностранной компании не подлежат налогообложению |*|.
* Случаи, когда не надо платить налог на доходы, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Важно! Во избежание конфликтных ситуаций с контролирующими органами рекомендуем характер таких встреч (деловые встречи, переговоры, презентации и т.д.) подтверждать документами (приглашениями соответствующего содержания, протоколами встреч и пр.).
Татьяна Филатова, экономист
Стандартный вычет при воспитании неусыновленного ребенка отсутствует
3 (454). Сотрудница организации (место основной работы) в октябре 2014 г. представила в бухгалтерскую службу документы, подтверждающие, что она в сентябре 2014 г. вступила в брак. У ее супруга имеется несовершеннолетний ребенок (согласно решению суда при расторжении брака с предыдущей супругой ребенок был оставлен на воспитание с отцом, при этом мать ребенка родительских прав не лишена).
Имеет ли данная сотрудница право на стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК, как воспитывающая ребенка, родителем которого она не является?
Не имеет.
Плательщик при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 НК имеет право на применение стандартного налогового вычета в размере 180 000 руб. в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК).
Указанный стандартный налоговый вычет:
– предоставляется обоим родителям (за исключением родителей, лишенных родительских прав), родителям-воспитателям в детских домах семейного типа, детских деревнях (городках), приемному родителю, вдове (вдовцу), одинокому родителю, опекуну или попечителю, на содержании которых находятся ребенок и (или) иждивенец;
– предоставляется с месяца рождения ребенка, установления опеки, попечительства или появления иждивенца;
– сохраняется до конца месяца, в котором ребенок достиг 18-летнего возраста, физическое лицо перестало быть иждивенцем либо наступила смерть ребенка или иждивенца.
Так как данная сотрудница не является родителем ребенка и он ею не был усыновлен, организация, как налоговый агент, при исчислении подоходного налога с ее доходов не вправе применить стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК, в размере 180 000 руб. в месяц |*|.
* Случаи получения стандартных налоговых вычетов в нестандартных ситуациях доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Стандартный вычет при наличии взрослого инвалида и студента
4 (455). В торговую организацию в октябре 2014 г. в качестве менеджера принят новый сотрудник (место основной работы). Им в бухгалтерию представлены документы, подтверждающие, что его жена является инвалидом II группы, а его 20-летний сын получает первое высшее образование в БГУ в дневной форме получения образования.
Кто в целях получения стандартного налогового вычета является для данного работника иждивенцем?
Сын-студент.
Плательщик при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 НК имеет право на применение стандартного налогового вычета в размере 180 000 руб. в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца. Данный вычет и перечень лиц, подпадающих под понятие "иждивенец", определены подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК.
Согласно этому перечню для работника иждивенцем является только сын, получающий в дневной форме первое высшее образование, поскольку НК не устанавливает право на стандартный налоговый вычет для лиц, содержащих инвалидов |*|.
* Перечень документов, необходимых для получения стандартного вычета при наличии ребенка или иждивенца, доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Справочно: право на стандартный налоговый вычет в размере 890 000 руб. в месяц имеют непосредственно сами инвалиды I и II группы независимо от причин инвалидности, инвалиды с детства, а также дети-инвалиды в возрасте до 18 лет (подп. 1.3 п. 1 ст. 164 НК) |**|.
** Порядок получения стандартных вычетов инвалидами и иными плательщиками доступен для всех читателей GB.BY
Анна Павлова, экономист
Маркетинговые услуги, оказанные нерезидентом
5 (456). Белорусская организация (заказчик) заключила на длительный срок договор с резидентом РФ (исполнитель) на оказание услуг по сбору информации об уровне сервиса на торговых объектах.
В данной ситуации возникли следующие вопросы:
5.1. Будет ли деятельность резидента РФ признаваться постоянным представительством иностранной организации в Республике Беларусь?
Не будет.
Не признается постоянным представительством иностранной организации в Республике Беларусь место, используемое ею исключительно для одной или нескольких следующих целей:
– хранение, демонстрация или поставка товаров собственного производства.
При этом поставкой считаются доставка, отгрузка товаров без их реализации на территории Республики Беларусь через постоянное представительство;
– закупка товаров для иностранной организации;
– сбор или распространение информации для иностранной организации;
– осуществление иных видов деятельности, если при этом деятельность в целом носит подготовительный или вспомогательный характер (п. 5 ст. 139 НК).
В изложенном вопросе российская организация производит сбор информации для резидента РБ. Следовательно, у нее не возникает в Республике Беларусь постоянное представительство.
5.2. Какие налоги возникают у белорусской организации в части приобретенных у нерезидента услуг?
НДС и налог на доходы.
Как указано в вопросе, иностранная организация является резидентом России – члена Таможенного союза. В связи с этим для правильного ответа необходимо воспользоваться нормами:
– НК;
При реализации работ, услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в республике через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в белорусских налоговых органах, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в белорусских налоговых органах организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные работы, услуги. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст. 21 и 22 НК (ст. 92 НК).
При выполнении работ, оказании услуг резидентами государств – членов Таможенного союза:
– взимание косвенных налогов осуществляется в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола);
– налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом (ст. 2 Протокола).
Местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена Таможенного союза, если налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы (подп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола).
При этом к маркетинговым услугам в целях применения норм Протокола относятся услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров, работ, услуг в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров, работ, услуг, включая характеристику товаров, работ, услуг, выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы (ст. 1 Протокола).
В связи с тем что услуги по сбору информации об уровне сервиса на торговых объектах отнесены к маркетинговым услугам и эти услуги приобретает налогоплательщик РБ, местом реализации этих услуг признается территория Республики Беларусь |*|.
* Рекомендации по оформлению документов, подтверждающих расходы на маркетинговые исследования, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Таким образом, белорусскому заказчику следует производить исчисление и уплату НДС от стоимости приобретенных услуг по ставке 20 %. Налоговая база и суммы НДС по приобретенным на территории Республики Беларусь у иностранных организаций услугам отражаются по стр. 13 разд. I части I декларации по НДС.
Кроме того, доходы, получаемые российской организацией от белорусского заказчика за оказанные маркетинговые слуги, подлежат обложению налогом на доходы по ставке 15 % (подп. 1.12.1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 149 НК).
Налоговую базу по данному виду дохода определяют как общую сумму дохода (без вычета каких-либо затрат, понесенных иностранной организацией) (ст. 147 НК).
Плательщиком данного налога является российская организация, не осуществляющая деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающая доходы из источника в Республике Беларусь (ст. 145 НК).
Однако белорусская организация, как налоговый агент, обязана исчислить налог на доходы из средств российского резидента, перечислить налог в бюджет и представить в белорусский налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (пп. 3, 5ст. 150 НК) |*|.
Д-т 44 – К-т 60
– на стоимость оказанных маркетинговых услуг;
Д-т 18 – К-т 68
– исчислен НДС от стоимости услуг;
Д-т 60 – К-т 68
– исчислен налог на доходы.
* Порядок исчисления НДС и налога на доходы при оказании резидентам маркетинговых услуг за рубежом доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Наталья Рощина, экономист
ценообразование
Розничная торговля и скидки
6 (457). Существуют ли ограничения в размере предоставляемых скидок при реализации товаров в розничной торговле?
Существуют в отдельных случаях.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица имеют право самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену (тариф) на товар (работу, услугу), если в отношении их в соответствии с законодательством РБ о ценообразовании не применяется регулирование цен (тарифов) (ст. 12 Закона РБ от 10.05.1999 № 255-З "О ценообразовании"; далее – Закон).
Регулируемые цены |*| (тарифы) применяются, в частности, на отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливает Президент РБ или по его поручению Совет Министров (ст.7 Закона).
* Информация о том, что в законодательство о ценообразовании введен новый способ регулирования цен, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Так, Указом Президента РБ от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь (далее – Указ № 72) определен Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые определяются Советом Министров Республики Беларусь, иными государственными органами (организациями).
Порядок установления и применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), регулируемых Указом № 72, определен Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111 (далее – Инструкция № 111).
Решение о предоставлении покупателям скидок |**| с розничных цен, но не ниже предельных минимальных розничных цен, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), субъекты хозяйствования принимают самостоятельно в соответствии с разработанным ими порядком, если иное не установлено законодательством (п. 3 Инструкции № 111). Следовательно, предоставление покупателям скидок на товары, цены на которые регулируются государственными органами, организация должна осуществлять с учетом уровня предельных минимальных цен, в остальных случаях – в соответствии с самостоятельно разработанным порядком.
** Информация о том, как рассчитать НДС при предоставлении продавцом скидки, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
К примеру, при реализации покупателям со скидкой алкогольных напитков крепостью свыше 28 % торговой организации следует учитывать уровень установленных предельных минимальных цен согласно приложению 1 к постановлению Минэкономики РБ от 31.03.2011 № 49. Во всех других случаях размер предоставляемых скидок не ограничен.
Отметим, что цена товаров, а также иные условия договора розничной купли-продажи должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда законодательство допускает предоставление льгот (скидок) для отдельных категорий покупателей (п. 21 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 22.07.2014 № 703).
Людмила Зубко, главный специалист отдела финансов Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома
валютное законодательство
Регистрация внешнеторгового договора
7 (458). Организация-резидент представила в банк Республики Беларусь договор на покупку вертолетов у нерезидента. Стоимость договора превышает 3 000 евро – нижний предел, установленный Указом Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 178), для регистрации сделок.
Рассмотрим вопросы, возникшие в данной ситуации:
7.1. Должен ли резидент зарегистрировать сделку?
Должен.
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, необходимо:
1) определить правовую природу правоотношений между резидентом и нерезидентом.
Для этого воспользуемся определениями подп. 1.1 п. 1 Указа № 178.
Так, внешнеторговый договор – это договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг. Импорт – получение резидентом товаров (в т.ч. по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу Республики Беларусь), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента.
В нашем случае имеет место договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу резиденту вертолетов;
2) установить, охватываются ли вертолеты понятием "товар" в контексте Указа № 178.
Товары – движимые вещи (за исключением денег и ценных бумаг), а также перемещаемое имущество, приравненное к недвижимым вещам в соответствии с законодательными актами (подп. 1.1 п. 1 Указа № 178).
В ст. 130 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК) установлено следующее: к недвижимым вещам также приравниваются предприятие в целом как имущественный комплекс, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания "река-море", космические объекты.
Законодательными актами к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Исходя из норм Воздушного кодекса РБ и Авиационных правил регистрации гражданских воздушных судов, утвержденных постановлением Минтранса РБ от 12.02.2008 № 5, можно сделать вывод, что вертолеты относятся к гражданским воздушным судам, подлежащим государственной регистрации.
Таким образом, вертолет приравнен ГК к недвижимому имуществу. А поскольку данное недвижимое имущество является перемещаемым имуществом, то подпадает под понятие "товар" в контексте Указа № 178.
Следовательно, в рассматриваемом случае имеет место импортный внешнеторговый договор и импортер обязан до даты поступления товаров (вертолетов) либо проведения платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет импортера, в порядке, установленном Нацбанком (подп. 1.11 п. 1 Указа № 178)|*|.
* Практика применения норм Указа № 178 доступна для всех читателей GB.BY
7.2. Каковы действия банка в случае отсутствия регистрации сделки?
Резидент должен зарегистрировать сделку в сроки, установленные подп. 1.11 п. 1 Указа № 178. При отсутствии такой регистрации банк обязан отказать в проведении валютной операции.
Денис Сафаревич, юрист
Организация деятельности субъектов хозяйствования
Выдача белья и оказание иных услуг в поезде производятся за наличный расчет без использования КСА
8 (459). Работники организации часто ездят в пределах республики в командировки поездом.
Должен ли проводник выдавать чек кассового аппарата или какой-либо другой документ, подтверждающий факт пользования постельным бельем и иными оказываемыми услугами?
Случаи, когда прием наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет может осуществляться без применения кассового оборудования, предусмотрены в п. 31 Положения № 924/16*.
________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Положение № 924/16).
Так, например, применение кассового оборудования и (или) платежных терминалов не требуется в случаях оказания услуг и продажи товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в поездах городских, региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий в ассортименте, утвержденном государственным объединением "Белорусская железная дорога" (подп. 31.7 п. 31 Положения № 924/16).
В таких случаях прием наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг должен осуществляться с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену). При этом данный порядок приема наличных денежных средств не освобождает продавца от выдачи по требованию покупателя (потребителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара, выполнения работы, оказания услуги (п. 33 Положения № 924/16).
Из письма Минтранса РБ от 12.08.2014 № 01-27/6472, направленного в адрес МНС, следует, что при реализации проводником вагона пассажирам продукции и услуг в вагонах пассажирских поездов формирования Белорусской железной дороги, следующих в пределах Республики Беларусь, по просьбе пассажиров оформляется и выдается специализированная квитанция разных сборов за услуги железнодорожного транспорта формы ГУ-57 или РС-97.
Указанные квитанции являются документами с определенной степенью защиты, зарегистрированными Минфином в Государственном реестре бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты.
Таким образом, прием наличных денежных средств |*| в вагонах пассажирских поездов формирования Белорусской железной дороги, в т.ч. за постельное белье, может осуществляться без применения кассового оборудования с оформлением и выдачей по требованию пассажира специализированной квитанции разных сборов за услуги железнодорожного транспорта формы ГУ-57 или РС-97.
* Особенности использования кассового оборудования для приема наличных денежных средств доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Торговля на рынке и КСА
9 (460). Организация осуществляет розничную торговлю мясом на торговых местах на рынках г. Минска.
Обязана ли она использовать кассовый суммирующий аппарат и платежный терминал в связи с внесением в 2014 г. изменений в постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16?
Не обязана.
Организация, осуществляющая торговлю мясом на рынках, вправе принимать наличные деньги без использования кассового оборудования.
Обоснуем наш ответ.
Обязанность приема наличных денег при реализации товаров с использованием кассового оборудования изложена в п. 3 Положения № 924/16, а случаи освобождения от этой обязанности – в п. 31 этого же Положения.
Так, организации вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов в случае осуществления розничной торговли на торговых местах на рынках (за исключением продажи запасных частей к автомобилям) и ярмарках (подп. 31.2 п. 31 Положения № 924/16).
В новой редакции перечня объектов, в которых юридические лица обязаны установить платежные терминалы (приложение 1к постановлению № 924/16, в редакции от 21.05.2014 № 489/7) |*|, торговые места на рынках также не поименованы.
* Изменения законодательства в части приема наличных денег и использования кассового оборудования доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Таким образом, при осуществлении розничной торговли мясом на торговых местах на рынках г. Минска прием наличных денежных средств организация может осуществлять без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов, в т.ч. после вступления в силу постановления № 489/7 |*|.
* Новации в порядке использования кассового оборудования доступны для всех читателей GB.BY
Однако в таких случаях организация должна соблюдать порядок приема и оформления наличных денег, определенный п. 33 Положения № 924/16.
Так, при продаже мяса прием наличных денежных средств осуществляется с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену).
Это не освобождает продавца от выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего факт приобретения товара.
Справочно: форма приходного кассового ордера ПКО-1 и порядок его заполнения определены постановлением Минфина РБ от 29.03.2010 № 38 "Об установлении типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций".
Наталья Рощина, экономист