Важно! Информация обновлена:
Договор строительного подряда – это основной правовой документ, регулирующий взаимоотношения между участниками строительного процесса. Разъяснения по проблемным вопросам, возникающим в ходе заключения и исполнения договоров строительного подряда, читатели журнала смогли получить от Петрушиной Антонины Михайловны – начальника управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Минстройархитектуры Республики Беларусь в ходе «Прямой линии», состоявшейся в редакции 30 ноября 2016 г. Ответы на наиболее актуальные вопросы мы публикуем в журнале.
Белорусская организация решила выступить заказчиком строительства торгового объекта.
Какие документы необходимо иметь заказчику и подрядчику для заключения договора строительного подряда?
Для заключения договора строительного подряда у заказчика и подрядчика необходимо наличие следующих документов и сведений:
– у заказчика:
1) разрешительной документации на строительство объекта. Ее выдает местный исполнительный и распорядительный орган в установленном порядке (кроме объектов, при строительстве которых в соответствии с законодательством получение разрешительной документации не требуется или договором предусматривается строительство объекта «под ключ»);
2) выписки из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав на земельный участок;
3) проектной документации на строительство объекта, прошедшей государственную экспертизу (в случаях и порядке, установленных законодательством) и утвержденной в установленном порядке (далее – проектная документация), если обязанность по обеспечению проектной документацией не возлагается договором на подрядчика.
Справочно: порядок разработки проектной документации установлен Положением о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476.
Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве установлены ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание», утвержденным приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.03.2014 № 85;
4) протоколов о результатах проведения подрядных торгов и выборе их победителя (если проведение подрядных торгов является обязательным);
5) документов, подтверждающих право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством.
Справочно: порядок проведения аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, установлен в Положении, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 (далее – Положение № 252);
– у подрядчика:
1) документов, подтверждающих право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством;
2) сведений о наличии в штате аттестованных специалистов.
Справочно: порядок проведения аттестации определен Положением № 252, постановлением Минстройархитектуры Республики Беларусь от 26.03.2014 № 15 «О некоторых вопросах аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений»;
3) сведений о наличии строительных машин, оборудования и механизмов, транспортных средств, технологической оснастки, необходимых для строительства объекта (выполнения строительных работ), а также систем производственного контроля и управления охраной труда, средств обеспечения безопасности производства работ, контроля и измерений, системы управления качеством при выполнении строительных работ.
Важно! Приведенный перечень документов и сведений не является исчерпывающим. Заказчику предоставлена возможность затребовать от подрядчика иные связанные с выполнением договорных обязательств документы (сведения).
Строительная организация – заказчик в марте 2016 г. заключила договор строительного подряда с подрядчиком по объекту, который частично финансируется за счет бюджетных средств.
Какие особенности необходимо было учитывать при заключении данного договора?
С 1 января 2016 г. при строительстве объектов (приобретении товаров (работ, услуг)) договор строительного подряда должен заключаться по результатам проведения процедур закупок.
При финансировании объекта полностью или частично за счет бюджетных средств возможны следующие процедуры закупок:
– проведение открытого конкурса;
– процедура запроса ценовых предложений;
– биржевые торги;
– процедура закупки из одного источника.
Справочно: срок действия особых правил проведения процедур закупок в строительстве, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве», истек 31 декабря 2015 г. В 2016 г. следует руководствоваться общими правилами законодательства по государственным закупкам. Их применение разъяснено в письме Минстройархитектуры Республики Беларусь от 19.02.2016 № 04-3-05/2143 «О применении норм законодательства при закупках в строительстве».
Какие меры ответственности будут применены к субъектам хозяйствования за непроведение процедуры закупок при строительстве объектов, частично финансируемых за счет бюджетных средств?
При строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств (при стоимости строительства объектов от 6 до 100 тыс. базовых величин), в т.ч. при размещении заказов, необходимых для строительства таких объектов, за непроведение или несоблюдение порядка проведения должностным лицом процедур закупок предусмотрен штраф в размере до 20 базовых величин, а на юридическое лицо – от 100 до 500 базовых величин (ст. 21.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее – КоАП).
Строительная организация – подрядчик нарушила сроки выполнения монтажных работ, предусмотренных договором строительного подряда на объекте. Данный объект финансируется частично за счет бюджетных средств.
Какие меры ответственности могут быть применены к строительной организации?
За не предусмотренное законодательством отступление заказчиком, застройщиком, подрядчиком в заключенном договоре строительного подряда от существенных условий, сформированных по результатам проведения процедур закупок, при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемого в полном объеме за счет средств иностранных инвесторов), повлекшее увеличение стоимости строительства объекта или сроков выполнения строительных, специальных, монтажных работ либо сроков сдачи работ или объекта в эксплуатацию, предусмотрен штраф в размере от 2 до 10 базовых величин, а на юридическое лицо – от 50 до 500 базовых величин (ст. 21.21 КоАП).
Какие существенные условия договора должны быть учтены при заключении договора строительного подряда?
При заключении договора строительного подряда важно определить существенные условия. К ним отнесены:
– предмет договора (наименование и местонахождение объекта, виды строительных работ, подлежащих выполнению, и их объемы);
– указание на выполнение строительных работ собственными силами подрядчика либо с привлечением субподрядчиков;
– сроки (число, месяц и год) начала и завершения строительства объекта (выполнения строительных работ).
Важно! Сроки строительства объекта (выполнения строительных работ), устанавливаемые в договоре, не должны превышать продолжительности строительства, определенной проектной документацией и условиями подрядных торгов. По согласованию сторон в договоре могут быть предусмотрены сроки начала и завершения отдельных видов (этапов) строительных работ (промежуточные сроки);
– договорная (контрактная) цена или способ ее определения;
– порядок и сроки представления проектной документации, ее содержание и состав, количество представляемых экземпляров;
– порядок расчетов за выполненные строительные работы;
– источники и объемы финансирования по каждому из источников, в т.ч. с выделением суммы обязательств на текущий финансовый год;
– ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств;
– обязанности заказчика и подрядчика при исполнении договора;
– форма обеспечения исполнения подрядчиком обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения.
Справочно: Положение о порядке резервирования подрядчиком средств для обеспечения устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства, их учета, расходования, перечисления в местный бюджет утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 299.
Перечень объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения определен в приложении Д к ТКП 45-3.02-290-2013 (02250) «Общественные здания и сооружения. Строительные нормы проектирования», утвержденному приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 11.10.2013 № 389.
В договоре можно предусмотреть меры по обеспечению исполнения сторонами обязательств по договору:
– неустойку;
– залог;
– удержание имущества должника;
– поручительство;
– гарантию;
– банковскую гарантию;
– задаток;
– другие способы, предусмотренные законодательством или договором.
Допускается в исключительных случаях изменение (продление) продолжительности строительства объектов, финансируемых с привлечением средств республиканского бюджета, по согласованию с Минстройархитектуры и Минэкономики. Исключение предусмотрено для объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь.
Какие изменения в условия договора строительного подряда можно вносить в процессе строительства?
Внесение изменений и дополнений в договор строительного подряда возможно по соглашению сторон и при его достижении.
Такие уточнения оформляются путем заключения сторонами в письменной форме дополнительного соглашения к договору.
Дополнительное соглашение должно быть подписано заказчиком и подрядчиком (руководителями либо уполномоченными ими лицами), заверено печатью. Оно является неотъемлемой частью ранее заключенного договора.
По соглашению сторон не допускается изменение существенных условий договора, на основании которых определялся победитель подрядных торгов. Исключение – случаи, когда в процессе исполнения договора заказчик или подрядчик имеет право требовать изменения существенных условий договора, указанных в п. 73 Правил*.
__________________________
* Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила).
Порядок рассмотрения предложений об изменении договора установлен в п. 74 Правил. Срок для уведомления об изменении договора и подготовки предложений по его изменению Правилами не установлен.
Вместе с тем Правилами определены срок рассмотрения второй стороной предложений об изменении условий договора – 5 рабочих дней и действия другой стороны в этом случае, а именно обязанность:
– подписать дополнительное соглашение к договору;
– дать согласие на расторжение договора по соглашению сторон в порядке и в срок, установленные пп. 76–78, частью третьей п. 80 Правил;
– отказаться от исполнения договора в порядке и в срок, установленные пп. 79, 80 Правил.
Важно! Стороны, своевременно не принявшие меры по изменению условий договора, обязаны выполнять условия ранее заключенного договора, кроме случаев изменения законодательства, регулирующего их отношения при исполнении договора.
Одно из оснований, позволяющих заказчику или подрядчику требовать изменения существенных условий договора, – это необходимость изменения сроков строительства объекта (выполнения строительных работ) в случаях, предусмотренных в п. 75 Правил. К таковым, в частности, отнесены:
– нарушение заказчиком установленных договором сроков передачи проектной документации;
– несвоевременная передача подрядчику строительной площадки;
– уменьшение предусмотренного в договоре объема финансовых ресурсов, выделяемых для строительства объекта на очередной финансовый год;
– существенное нарушение установленного договором порядка расчетов, графика платежей (финансирования);
– нарушение установленных договором сроков поставки материальных ресурсов.
В указанных случаях вне зависимости от условий заключения договоров (по соглашению сторон или по результатам проведения торгов) изменяются сроки строительства, поскольку это влияет на своевременное исполнение подрядчиком своих договорных обязательств.
Организация провела процедуру закупок по строительству объекта. Источник финансирования был определен – собственные средства юридического лица. На момент заключения договора стало известно, что источником финансирования будут бюджетные средства.
Как поступить в данном случае организатору закупок?
Последствия отмены процедуры закупок зависят от применяемых законодательных актов.
В данном случае следует уточнить, какая процедура закупки |*| была применена заказчиком (организатором) и применялись ли нормы Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее – Указ № 591). Если процедура закупки проводилась в период применения норм Указа № 591, в т.ч. и при проведении процедур за счет бюджетных средств, то отменять процедуру нет необходимости.
* Дополнительная информация о процедуре закупок товаров (работ, услуг) в 2016 г.
Важно! При проведении процедур закупок при бюджетном финансировании с 1 января 2016 г. нормы Указа № 591 не применяют. В этот период при закупке товаров (работ, услуг) при бюджетном финансировании, включая строительство объектов, следует руководствоваться Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З).
Таким образом, если проведена процедура закупки после 1 января 2016 г. и затем изменился источник финансирования (строительство объекта за счет собственных средств изменено на бюджетные средства), то процедуру закупки необходимо было провести с учетом норм Закона № 419-З. В противном случае факт государственной закупки может рассматриваться как нарушение порядка проведения процедур закупок с применением контролирующими органами мер административной ответственности по ст. 21.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З.
Справочно: непроведение или несоблюдение порядка проведения должностным лицом в предусмотренных законодательными актами случаях процедур закупок при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, при стоимости строительства объектов от 6 000 до 100 000 базовых величин (БВ), в т.ч. при размещении заказов, необходимых для строительства таких объектов, влекут наложение штрафа на юридическое лицо от 100 до 500 БВ.
Те же деяния при стоимости строительства объектов 100 000 БВ и более, в т.ч. при строительстве за счет иных источников, за исключением строительства объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, влекут наложение штрафа на юридическое лицо от 500 до 1 000 БВ.
Можно ли в настоящее время осуществлять параллельное проектирование и строительство объекта, в т.ч. за счет собственных средств?
Можно в рамках инвестиционных договоров.
Выделение в проектной документации этапов работ с выполнением проектных работ на следующий этап при одновременном выполнении работ по строительству объекта |*| на текущем этапе (параллельное проектирование и строительство объекта) недопустимо, за исключением случаев, установленных Президентом Республики Беларусь (подп. 1.9 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности»).
Параллельное проектирование и строительство допустимо в рамках реализации инвестиционного проекта на основании инвестиционного договора, заключаемого в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Декрет № 10).
Важно! После заключения инвестиционного договора инвестор и (или) организация, созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, при реализации инвестиционного проекта имеют право в т.ч. на строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектной документации на каждый из этапов строительства и одновременное проектирование последующих этапов данного строительства (подп. 2.1 п. 2 Декрета № 10).
Сельскохозяйственная организация – заказчик заключила договор и привлекла подрядчика для выполнения работ по текущему ремонту.
Необходимо ли наличие аттестатов соответствия у заказчика и подрядчика для выполнения работ по текущему ремонту?
При выполнении работ по текущему ремонту наличие аттестата соответствия не требуется. Перечень работ, относимых к текущему ремонту, определен в ТКП 45-1.04-206-2010.
Сельскохозяйственная организация – заказчик планирует выполнять работы по строительству объекта собственными силами.
Какой аттестат соответствия должен быть у заказчика в этом случае?
Аттестат соответствия на выполнение функций заказчика и на выполнение видов работ, производимых собственными силами.
При строительстве объектов собственными силами необходимо наличие аттестата соответствия на выполнение функций заказчика (подп. 5.1 п. 5 приложения 1 к постановлению Минстройархитектуры Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25*; далее – постановление № 25) и на выполнение видов работ, которые будут производиться собственными силами (перечень видов работ определен в п. 8 приложения 1 к постановлению № 25).
___________________
* Постановление Минстройархитектуры Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений».
Может ли быть заключен договор подряда на выполнение строительных работ (текущий ремонт) здания с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, после вступления в силу Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 334-З «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (далее – Закон № 334-З)?
Не может.
Договор строительного подряда при выполнении работ по текущему ремонту не может быть заключен с физическим лицом. Для выполнения работ по текущему ремонту физическое лицо может быть привлечено в рамках трудового законодательства. Данный вывод основан на следующих нормах.
Справочно: подрядчик в строительной деятельности (далее – подрядчик) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и заключившие договор строительного подряда с заказчиком, застройщиком, инженером (инженерной организацией) в целях осуществления этой деятельности (Закон Республики Беларусь от 05.07.2014 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», в редакции Закона № 334-З, который вступил в действие со 2 июля 2016 г.).
При заключении договоров строительного подряда, основываясь на требованиях постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, у подрядчика должен быть документ, дающий право на осуществление деятельности в области строительства, – аттестат соответствия.
Справочно: порядок выдачи аттестатов соответствия определен Положением об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства».
Согласно названному Положению:
– аттестация – процедура оценки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соответствие их квалификационным требованиям;
– заявитель – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, обратившиеся в уполномоченную организацию с заявлением о получении аттестата соответствия с приложением необходимых документов.
Таким образом, аттестаты соответствия может иметь только юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель.
Может ли работник (заведующий хозяйством), оформленный по трудовому договору, в рамках своих должностных обязанностей выполнять строительные работы (текущий ремонт здания)?
Может в рамках трудовых обязанностей.
В рамках трудовых обязанностей работника при условии соблюдения требований, установленных Трудовым кодексом Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З (далее – ТК), работник может выполнять отдельные виды работ.
Может ли после вступления в силу Закона № 334-З создаваться бригада из работников, оформленных в организации по срочным трудовым договорам на время выполнения строительных работ (текущий ремонт здания)?
Может при наличии соответствующей квалификации.
Такая бригада может быть создана из числа работников организации для выполнения работ по текущему ремонту при условии соблюдения требований ТК и при наличии соответствующей квалификации у работников. Для выполнения работ по текущему ремонту квалификационные аттестаты не требуются.