* Перечень документов, регулирующих порядок проведения проверок, доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Так что, если мы хотим знать свои права, нам вначале необходимо изучить свои обязанности.
ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПЕРЕЧИСЛЕНЫ В ВИДЕ ОТКРЫТЫХ ПЕРЕЧНЕЙ, ЗАКРЕПЛЕННЫХ В СТ. 21 И 22 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
В то же время отдельные права |*| и обязанности предусмотрены в иных положениях Налогового кодекса РБ (далее – НК). К их числу можно отнести право в установленных случаях переходить на условия специального налогового режима; выступать поручителем перед налоговыми органами; передавать имущество в залог для обеспечения исполнения налогового обязательства; запрещать доступ в жилые помещения помимо воли проживающих там физических лиц.
* Порядок восстановления нарушенных прав плательщика доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Обязанности плательщиков можно условно поделить на 2 группы: основное право (основная обязанность) и прочие права (прочие обязанности).
Основная обязанность. Основной обязанностью плательщика является уплата законно установленных налогов. При наличии объекта налогообложения и в условиях отсутствия (недостаточности) льгот (освобождений, вычетов, расходов) законно установленные налоги должны уплачиваться своевременно, в полном объеме, в соответствующий бюджет. Именно в силу очевидной важности данной обязанности она закреплена в ст. 56 Конституции РБ.
Но следует отметить, что уплачивать какой-либо налог исключительно на основании Конституции невозможно, поскольку никакие существенные элементы налогов в ней не урегулированы. Конкретизируется обязанность по уплате налогов в НК |*|.
* Порядок возврата излишне взысканных сумм налогов в результате незаконных решений налоговых органов доступен для всех читателей GB.BY
Прочие обязанности плательщика. Они так или иначе сопряжены с основной обязанностью плательщика. Большинство из них можно охарактеризовать как обязанности по формированию, хранению и представлению налоговым органам определенной информации о своей деятельности.
Такие обязанности можно подразделить:
– на общие, т.е. для всех категорий плательщиков (перечислены в п. 1 ст. 22 НК);
– специальные – возложены только на определенных субъектов (перечислены в пп. 2–4-1 ст. 22 НК).
К общей обязанности плательщиков можно отнести обязанность по представлению в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) |*|, иных документов и сведений (подп. 1.4, 1.6 п. 1 ст. 22 НК).
* Порядок получения копии налоговой декларации, а также иные права и обязанности плательщика доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Основная роль налоговой декларации – возможность без проведения проверок взыскать налог принудительно в случае его неуплаты в установленный срок. По этой причине срок представления налоговой декларации обычно устанавливается до наступления срока уплаты налога либо в тот же срок |*|.
* Правила представления налоговых деклараций и уплаты налогов доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Справочно: с 1 января 2015 г. плательщики (организации и индивидуальные предприниматели), имеющие задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням, а также задолженность по штрафам и пеням за нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве в республиканский и местные бюджеты, за исключением задолженности, в отношении которой действуют предоставленные согласно законодательству отсрочка и (или) рассрочка ее погашения, обязаны обеспечить зачисление выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также от внереализационных доходов на свои счета в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации РБ в соответствии с правовым режимом этих счетов и осуществление платежей с них в порядке, предусмотренном законодательством. Указанный порядок зачисления денежных средств должен применяться названными плательщиками начиная со дня образования задолженности до полного ее погашения.
ФИЛИАЛЫ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И ИНЫЕ ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ
Теперь нам необходимо выяснить, кто является носителем прав и обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.
Плательщиками по общему правилу могут быть только лица, обладающие гражданской правоспособностью. Данный вывод подтверждается тем, что налог может быть уплачен исключительно из денежных средств, принадлежащих плательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 6 НК).
Все плательщики (юридические и физические лица) должны обладать налоговой правосубъектностью.
Справочно: налоговая правосубъектность состоит из правоспособности и дееспособности.
Налоговая правоспособность – это предусмотренная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений.
Она представляет собой юридическую характеристику лица и предоставляет ему возможность быть участником налоговых правоотношений. Содержанием налоговой правоспособности является совокупность установленных действующим законодательством прав и обязанностей.
Налоговая дееспособность – это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приобретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные обязанности.
НК в ст. 13 предусматривает, что филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено данным кодексом либо Президентом РБ.
Таким образом, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ специально исключены НК из числа плательщиков, поскольку они не обладают собственной гражданской правоспособностью. Ответственность за исполнение обязанностей по уплате налогов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство, иное обособленное подразделение). Налог, уплаченный в бюджет филиалом, представительством и иным обособленным подразделением, необходимо расценить как налог, уплаченный самим юридическим лицом.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ПРОВЕРКАХ
При проведении выездной проверки* представляются только те документы, которые касаются проверяемых вопросов
__________________________
* Под выездной проверкой понимается проверка, проводимая в порядке, установленном Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510.
Законодателем не конкретизирован перечень документов, требуемых при проведении такой проверки. Это видно из норм:
Данной статьей предусмотрено право налоговых органов получать от плательщика необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика;
– абз. 4 п. 4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 (далее – Положение № 510).
Этим пунктом установлено право контролирующих органов в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества;
– абз. 6 п. 6 Положения № 510.
Данная норма определяет обязанности проверяющих. Из нее следует, что контролирующие (надзорные) органы и проверяющие обязаны требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке |*|.
* Порядок действия письменного разъяснения налогового органа, полученного организацией, на результаты проверки доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Из вышеизложенного очевидно следующее:
1) истребуемые документы должны непосредственно касаться вопросов, подлежащих проверке.
Исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке, а также проверяемый период должны быть указаны в предписании (п. 24 Положения № 510);
2) проверяемые субъекты, их представители вправе не выполнять требования проверяющих, если они не относятся к вопросам, подлежащим проверке |*|.
* Изменения, произошедшие в 2014 г. в сфере налогового контроля, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Например, отчет по результатам аудита не подлежит представлению налоговому органу в силу требований законодательства, поскольку не может являться документом, необходимым для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) либо необходимым для налогообложения, взыскания неуплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней. В такой отчет включается информация, касающаяся, в частности, выявленных в ходе аудита нарушений, содержащая указание на недостатки, замечания и соответствующие рекомендации по их устранению (гл. 8 Национальных правил аудиторской деятельности "Сообщение информации по вопросам аудита", утвержденных постановлением Минфина РБ от 23.09.2011 № 97). В связи с этим требование налогового органа о представлении отчета по результатам аудита не основано на нормах законодательства.
На практике также нередко возникают вопросы о правомерности требований по представлению документов в случае, когда проверка приостановлена.
Как отмечено выше, проверяющие вправе требовать от проверяемого субъекта необходимые для проверки документы в рамках вопросов, подлежащих проверке. НК не содержит норм, предписывающих приостановление действий плательщика по представлению заранее истребованных налоговым органом документов (до приостановления проверки) на период приостановления выездной проверки. Следовательно, плательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены у него до момента приостановления проверки.
При проведении дополнительной выездной проверки документы должны быть истребованы по письменному запросу
Перечень таких дополнительных проверок определен подп. 2.2 п. 2 ст. 69 НК. Он включает:
– проверки, проводимые при ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц;
– проверки государственных органов;
– тематические оперативные проверки физических лиц;
– проверки в целях выполнения обязательств, принятых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
– проверки, проводимые при прекращении деятельности представительств иностранных организаций на территории Республики Беларусь |*|.
* Порядок деятельности иностранных компаний на территории Республики Беларусь доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Необходимые для проверки документы и (или) информация представляются по письменному запросу должностного лица налогового органа.
Этот запрос должен также содержать разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для представления документов и (или) информации.
Исключением являются предусмотренные законодательством случаи, когда документы должны находиться в месте проверки, а информация должна быть представлена незамедлительно (п. 2 ст. 75 НК) (например, ТТН и ТН, подтверждающие приобретение (поступление) товаров и (или) их отпуск в реализацию).
При проведении камеральной проверки представляются документы, подтверждающие применение налоговых льгот
Особенности истребования документов при проведении камеральных проверок установлены ст. 70 НК. При проведении камеральной проверки организации, ее обособленного подразделения, имеющего учетный номер плательщика, представительства иностранной организации, индивидуального предпринимателя, использующих налоговые льготы, налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие право плательщика на эти налоговые льготы, а плательщик обязан их представить (подп. 1.10 п. 1 ст. 22, п. 3 ст. 70 НК) |*|.
* Вся информация о камеральной проверке доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Это означает следующее:
1) плательщик не обязан одновременно с подачей налоговой декларации (расчета) представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы. Такая обязанность возникает с момента предъявления налоговым органом требования представить такие документы;
2) налоговый орган не вправе требовать от плательщика иные документы, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин).
Порядок истребования документов, подтверждающих право на льготы, НК также не установлен. Однако если налоговым органом в ходе камеральной проверки выявлены неполнота сведений, ошибки (в т.ч. арифметические) в налоговой декларации (расчете) и (или) документах, представленных плательщиком в соответствии с законодательством, их несоответствие документам и (или) информации, имеющимся в налоговом органе, то плательщику направляется, в т.ч. в электронном виде, уведомление с предложением о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством (например, копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности) (п. 5 ст. 70, подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК).
Обращаем внимание, что направление такого уведомления – не право, а обязанность налогового органа.
По выявленным в ходе камеральной проверки фактам отражения неполноты сведений, несоответствий и ошибок (включая арифметические) плательщику предлагается в течение 10 рабочих дней со дня направления уведомления представить дополнительные документы и дать пояснения. В течение этого срока акт камеральной проверки не составляется, а плательщик вправе исправить ошибки в декларации или представить дополнительные документы. При этом следует отметить, что не является административным правонарушением неуплата или неполная уплата налога, если плательщиком внесены изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) и уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до составления акта камеральной проверки (примечание 2 к ст. 13.6 Кодекса РБ об административных правонарушениях; далее – КоАП).
При проведении внеплановых тематических оперативных проверок представление документов зависит от требований законодательства к месту их нахождения
Вопросы, подлежащие проверке при внеплановой тематической оперативной проверке, установлены в пп. 84 и 88 Положения № 510 |*|.
* Вопрос по изъятию документов при проведении встречной проверки доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Исходя из содержания этих вопросов проверяющие вправе потребовать представления необходимых документов (их копий). При этом, если такие документы (их копии) в соответствии с требованиями законодательства (п. 88 Положения № 510):
– должны находиться в месте проверки, то они должны быть представлены по требованию контролирующих органов незамедлительно (например, ТТН и ТН, подтверждающие приобретение (поступление) товаров и (или) их отпуск в реализацию).
Такое требование будет выражено в устной форме;
– не должны находиться в месте проверки, то они должны быть представлены не позднее следующего рабочего дня со дня предъявления требования о представлении документов (их копий).
В отношении таких документов проверяющие должны оформить письменное требование об их представлении (их копий).
Справочно: плательщики обязаны обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами:
– подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, – в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке;
– подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, – в местах реализации (подп. 1.12 п. 1 ст. 22 НК).
Перечень документов, представляемых контролирующим органам индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога, или привлекаемыми ими физическими лицами, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 21.04.2005 № 415.
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВА ПЛАТЕЛЬЩИКА, А ТАКЖЕ ЕГО ДЕБИТОРОВ НАДО ПРЕДСТАВЛЯТЬ ДОКУМЕНТЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ВОПРОСАМ ВЫЯВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ПЛАТЕЛЬЩИКА (ДЕБИТОРОВ)
Если организация имеет неисполненные налоговые обязательства или неуплаченные пени, то в отношении ее будут проведены мероприятия по выявлению имущества, а также ее дебиторов. Такие мероприятия проводят по месту нахождения организации-неплательщика и (или) по месту нахождения ее имущества (ст. 78-2 НК).
Для проведения этих мероприятий плательщик обязан представлять налоговому органу документы и сведения, относящиеся к вопросам выявления имущества плательщика, а также его дебиторов (подп. 1.6 п. 1 ст. 22 НК).
Важно! НК не устанавливает срока исполнения такого требования, однако, учитывая, что мероприятия проводятся, как правило, в течение 1 рабочего дня (п. 5 ст. 78-2 НК), такое требование подлежит исполнению в течение срока проведения мероприятия.
Форма уведомления о проведении мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов приведена в приложении 11 к постановлению МНС РБ от 31.12.2010 № 97 "Об установлении форм документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при обеспечении исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней, иных обязательных платежей, контроль за исчислением и (или) уплатой которых возложен на налоговые органы, осуществлении контроля за соблюдением законодательства, и уведомления о проведении мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов".
Такое уведомление должно быть вручено плательщику непосредственно перед началом проведения мероприятия.
Важно! Нормы Указа № 510 не применяются при осуществлении мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов (п. 21 Указа № 510).
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА ПРОВЕРЯЮЩИЕ НЕ ВПРАВЕ ТРЕБОВАТЬ КАКИЕ-ЛИБО ДОКУМЕНТЫ
Мониторинг – это форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений |*|.
* Перечень документов, регулирующих порядок проведения проверок, доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Проверяющие, участвующие в мониторинге, не вправе использовать полномочия, предоставленные им для проведения проверок (п. 2 Положения о порядке проведения мониторинга, утвержденного Указом № 510) |*|.
* Мониторинг банками сомнительных банковских операций доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Иными словами, у них отсутствует право истребовать документы (их копии), информацию, касающиеся деятельности и имущества проверяемого субъекта, а также получать у государственных органов, иных организаций и физических лиц необходимую информацию и (или) документы, имеющие отношение к деятельности и (или) имуществу субъекта.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ИНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ
Непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений влекут ответственность, установленную ст. 13.8 "Непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений" КоАП.
Непредставление документов и сведений для проведения проверки может повлечь для проверяемого субъекта (плательщика):
– приостановление операций по счетам плательщика в банке (подп. 2.3 п. 2 ст. 53 НК) |*|. Отметим, что банк не вправе открывать новые счета организации, у которой налоговый орган приостановил операции по счетам |**|;
* Причины и порядок приостановления операций по банковским счетам доступны для подписчиков электронного "ГБ"
** Порядок обжалования решения налогового органа о приостановлении операций по счетам в банках доступен для подписчиков электронного "ГБ"
– изъятие оригиналов документов (при отказе представить заверенные в установленном порядке копии документов или выписки из них) (п. 4 ст. 75, п. 1 ст. 76 НК, п. 40 Положения № 510).
ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАНЫ ПРЕДСТАВЛЯТЬ НАЛОГОВОМУ ОРГАНУ ГОДОВУЮ БУХГАЛТЕРСКУЮ И (ИЛИ) ФИНАНСОВУЮ ОТЧЕТНОСТЬ
До 1 января 2014 г. представление в налоговый орган по месту постановки на учет годовой индивидуальной бухгалтерской и (или) финансовой отчетности производилось по запросу, направляемому плательщику.
С указанной даты это стало обязанностью плательщика. Такая отчетность подлежит представлению не позднее 31 марта года, следующего за отчетным (подп. 1.4 и 1.6 п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 75 НК).
Обязанность по представлению указанной отчетности возложена на плательщиков. То есть филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, не имеющие статуса плательщика, не могут быть отнесены к лицам, обязанным представлять такую отчетность.
В случае непредставления указанной отчетности плательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 13.8 КоАП.