Что изменилось в порядке обращения отходов товаров и отходов упаковки? Как правильно заполнить отчет за IV квартал 2015 года с учетом последних новаций?

18 December 2015

В связи со значительными изменениями законодательства в части обращения отходов товаров и отходов упаковки, произошедшими с 1 октября 2015 г., от читателей журнала "ГБ" по данной теме поступило много вопросов. На них ответил гость нашего журнала Сергей Иванович Юрча, начальник управления ВМР ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов", в ходе "Прямой линии", которая состоялась 10 декабря 2015 г.

Организация для оказания медицинских услуг приобрела импортную медицинскую технику (разного вида, состава и свойств). В процессе деятельности данная техника приходит в негодность либо у нее истекает срок годности. В связи с этим просим ответить на следующие вопросы.

1. Должна ли организация в таких случаях иметь инструкцию по обращению с отходами?

Должна.

Медицинскую технику, утратившую потребительские свойства, следует относить к отходам, не имеющим определенного предназначения по месту образования.

Справочно: отходы – это вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон № 271-З)).

С учетом того что отходы образовались в результате осуществления организацией экономической деятельности, их по происхождению следует относить к отходам производства. Таким образом, организации необходимо сформировать систему обращения с отходами производства, где главным документом является инструкция по обращению с отходами производства. Этот документ:

– разрабатывается согласно Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45;

– согласовывается в территориальных органах Минприроды по правилам, установленным в Положении о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 (далее – постановление № 1104).

2. Кому можно передать отходы в виде медицинской техники, утратившей потребительские свойства, и в каком порядке?

Прежде чем произвести передачу (отчуждение) отходов производства, организация должна:

1) присвоить образующимся видам отходов код и соответствующее ему наименование в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Минприроды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85 (далее – классификатор отходов).

При отнесении отхода производства к той или иной позиции классификатора отходов необходимо руководствоваться физическими, химическими свойствами отходов, источником их образования и иными факторами. При отсутствии подходящего наименования в классификаторе отходов необходимо пользоваться такими позициями, как "прочие отходы, не вошедшие в группу…";

2) определить количественные характеристики образующихся отходов.

Только после этих действий следует определять, кому данный отход можно передать.

Статьей 4 Закона № 271-З установлены приоритетность использования отходов по отношению к их обезвреживанию или захоронению при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и приоритетность обезвреживания отходов по отношению к их захоронению.

Таким образом, в первую очередь необходимо установить, имеются ли для образующегося вида отходов зарегистрированные объекты по использованию (т.е. является ли отход вторичным материальным ресурсом) и имеются ли для образующегося вида отходов зарегистрированные объекты обезвреживания отходов. Для этого следует воспользоваться сведениями реестров соответствующих объектов, размещенных на сайте Минприроды (minpriroda.gov.by). Данные реестры построены также исходя из наименований и кодов отходов согласно классификатору отходов.

Таким образом, зная код и наименование отхода, можно определить, зарегистрирован ли для данного отхода объект по использованию и (или) объект обезвреживания. При наличии соответствующих объектов отход подлежит передаче в адрес организаций – собственников данных объектов.

При отсутствии таких объектов отход в большинстве случаев может быть вывезен на захоронение. Для этого надо получить в территориальном органе Минприроды соответствующее разрешение согласно требованиям Положения о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденного постановлением № 1104.

Совет эксперта

Если у организации образовался малый объем отходов, то целесообразнее заключить договор с организацией, специализирующейся на оказании услуг по вывозу (удалению) отходов. На основании такого договора может быть установлен контейнер для сбора отходов, обеспечиваться их плановый вывоз либо вывоз отходов по отдельной заявке.

Необходимо отметить, что оказание услуг по вывозу (удалению) отходов |*| товаров осуществляется на платной основе. При этом базой для расчета платы является чаще всего объем вывозимых (удаляемых отходов).

* Порядок применения освобождения от сбора отходов потребления доступен для подписчиков электронного "ГБ"

Организация планирует ввезти товары в картонной упаковке. Товар предназначен для реализации на территории Республики Беларусь. При этом его ввоз будет разовым. Возникли следующие вопросы.

1. Появляется ли у организации обязанность, предусмотренная Указом № 313*?
__________________________

* Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313).

Появляется.

Организации, осуществляющие производство (являющиеся собственниками при производстве из давальческого сырья) и (или) ввоз товаров согласно приложению к Указу № 313, а также ввоз товаров в полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковках, упаковке из комбинированных материалов, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов:

– образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении к Указу № 313;

– полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).

При этом в Указе № 313 отсутствуют разграничения на виды поставки (на разовые и многоразовые).

Следовательно, у организации, планирующей разовую сделку по ввозу товаров в картонной упаковке, возникнет обязанность, предусмотренная Указом № 313 |*|.

* Новые правила в части выполнения обязанности, определенной Указом № 313, вступившие в силу 1 октября 2015 г., доступны для подписчиков электронного "ГБ"

2. Каким образом целесообразнее выполнить эту обязанность?

Путем заключения договора с оператором.

В данном случае организация может выполнить эту обязанность либо:

– путем применения собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки из отходов потребления;

– путем заключения с государственным учреждением "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор) договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки и внесения на текущий (расчетный) банковский счет оператора платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (далее – плата).

Однако с учетом того, что поставка товаров в упаковке будет носить разовый характер, организации не имеет смысла организовывать собственную систему сбора, поскольку она трудоемкая, трудозатратная и предполагает длительное использование.

В приведенной ситуации организации целесообразно заключить договор с оператором и внести на его текущий (расчетный) банковский счет плату.

3. Что в данном случае считать датой возникновения обязанности и отчетным периодом для ее выполнения?

По ввозимым товарам, названным в приложении к Указу № 313, а также ввозимым товарам, упакованным в полимерную, стеклянную, бумажную и (или) картонную упаковки, упаковку из комбинированных материалов, датой возникновения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки будет являться дата выпуска таких товаров в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта либо дата принятия на учет указанных товаров, таможенное декларирование и выпуск которых в соответствии с законодательством не производятся.

Тот квартал, на который будет приходиться дата выпуска ввозимых организацией товаров в картонной упаковке (в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта) либо дата принятия на учет указанных товаров (если их таможенное декларирование и выпуск не производятся), будет являться для организации отчетным периодом для выполнения обязанности |**|.

** Информация об условиях, позволяющих производителям некоторых групп товаров освободиться от выполнения обязанности по Указу № 313, доступна для подписчиков электронного "ГБ"

Не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, организация будет обязана сделать следующее:

1) зарегистрироваться в реестре производителей и поставщиков.

Для этого можно воспользоваться сайтом оператора (vtoroperator.by), где в подразделе "Важно знать" размещен порядок и приведены формы документов для регистрации в рассматриваемом реестре (а также заключения договора с оператором);

2) внести на текущий (расчетный) банковский счет оператора плату.

В отношении картонной упаковки сумма платы рассчитывается исходя из массы упаковки и размера платы. Размеры платы определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 (далее – постановление № 708)|*|.

* Новые размеры платы в отношении стеклянной упаковки доступны всем на портале GB.BY

На текущую дату в отношении картонной упаковки он составляет 200 тыс. руб. за 1 тыс. м2 либо 700 тыс. руб. за 1 т упаковки (выбор базы для расчета суммы платы организация вправе определить самостоятельно);

3) представить оператору информацию о выполнении производителями и поставщиками в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки за отчетный квартал.

Форма информации утверждена постановлением № 708, инструкция по заполнению – постановлением Минжилкомхоза Республики Беларусь от 18.03.2015 № 6.

В процессе деятельности организации образуются изношенная спецодежда, старая мебель, картриджи.

Может ли организация передать данные отходы физическим лицам – работникам организации?

Может для личного потребления.

Данный вопрос следует рассматривать как с позиции законодательства об обращении с отходами, так и с позиции законодательства о бухгалтерском учете и отчетности. В случае если указанные предметы отнесены организацией к отходам, в первую очередь ситуацию необходимо рассматривать с позиции требований Закона № 271-З.

Отчуждение отходов физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, разрешается только в целях последующего их использования для личного потребления (п. 31 ст. 3 Закона № 271-З). Таким образом, если изношенная спецодежда, утратившие потребительские свойства мебель и картриджи и иные виды отходов будут передаваться физическим лицам – работникам организации в целях последующего их использования для личного потребления, эта передача отходов допускается.

В то же время важным является также установленное п. 31 ст. 3 Закона № 271-З требование: отчуждение опасных отходов, включенных в Перечень опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, подлежат регистрации (далее – Перечень), физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, запрещается. Перечень утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2009 № 1391.

К примеру, если говорить о таком возможном наименовании для отходов мебели по классификатору отходов, как "изделия из фанеры, потерявшие потребительские свойства, содержащие связующие смолы в количестве от 0,2 до 2,5 процента включительно" (код 1720300), то передача отхода, соответствующего данной позиции классификатора, физическому лицу запрещена, так как эта позиция включена в Перечень.

Таким образом, требуется оценка возможности использования отхода физическим лицом для личного потребления, а также анализ Перечня при определении возможности передачи отходов физическим лицам.

Аудиторская проверка выявила, что организация в одном из отчетных кварталов перечислила на расчетный счет оператора* излишнюю сумму платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, а в другом, наоборот, – внесла плату не в полном объеме.
__________________________
* Государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – оператор).

Можно ли произвести зачет этих сумм?

Нет. Излишне уплаченную сумму можно либо вернуть, либо зачесть в счет предстоящих платежей.

В изложенной ситуации у организации по второй оплате образовалась задолженность, которую рекомендуем погасить как можно быстрее. Объясним почему.

Оператор может произвести возврат и (или) зачет излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей на основании обращений производителей и поставщиков (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313**).
__________________________
** Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313).

Данная норма означает, что организация вправе вернуть излишне уплаченную сумму, но не вправе произвести указанный в вопросе зачет.

То есть зачет возможен только в счет предстоящих платежей, а не в счет возникшей задолженности по плате за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (далее – плата).

Таким образом, у организации образовалась задолженность по плате. В отношении такой задолженности предусмотрено начисление пени в размере 1/10 % от суммы платы, не внесенной в установленный срок, за каждый день просрочки (подп. 1.16 п. 1 Указа № 313).

Соответственно сумма пени зависит от того, как быстро организация погасит свою задолженность.

Справочно: в случае невыполнения организацией обязанности |*|, предусмотренной Указом № 313, взыскание задолженности производится по иску оператора или Минжилкомхоза в судебном порядке. Если производители и поставщики в установленном порядке заключили с оператором договор, представили информацию о выполнении обязанности, но не внесли плату в сроки, установленные подп. 1.5 п. 1 Указа № 313, образовавшаяся задолженность по плате и процентам (пене) взыскивается на основании исполнительной надписи нотариусов (подп. 1.16 п. 1 Указа № 313).

* Новые правила в части выполнения обязанности, определенной Указом № 313, вступившие силу 1 октября 2015 г., доступны для подписчиков электронного «ГБ»

Для выполнения обязанности, установленной Указом № 313, организация – импортер пленки из полиэтилена применяет собственную систему сбора отходов полиэтилена. При этом возникают ситуации, когда в отчетном квартале отходы полиэтилена собраны, но не переданы на переработку (обезвреживание и (или) использование). Возникли следующие вопросы:

1. Можно ли данный объем фактически собранных отходов включить в объем выполнения обязанности?

Нельзя.

Объем собранных, но не использованных самостоятельно или не поставленных на использование отходов пластмасс организация не может включить в объем выполнения обязанности.

Обоснуем наш ответ.

Собственная система сбора отходов товаров и отходов упаковки из отходов потребления включает находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам и самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов товаров и отходов упаковки (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).

В рамках применения собственной системы сбора отходов импортерами полиэтиленовой пленки (и иных товаров из пластмасс, полимерной упаковки) необходимо в отчетном периоде (календарном квартале) собрать и обеспечить самостоятельное или с привлечением иных лиц использование не менее 35 % отходов пластмасс (кроме отходов, являющихся отходами производства) от общего количества ввезенной полиэтиленовой пленки (иных товаров из пластмасс, полимерной упаковки) (подп. 1.4 п. 1 Указа № 313).

Важно! Использование отходов пластмасс должно быть обеспечено на территории Республики Беларусь.

2. Возникает ли в этом случае у организации обязанность внесения оператору платы? Как из общей массы постановленной в отчетном квартале пленки определить, в отношении какой именно необходимо произвести уплату оператору?

Возникает.

С учетом того что организация-импортер не в полном объеме выполнила в отчетном квартале обязанность по организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, у нее возникает обязанность по внесению оператору платы |**|.

** Порядок применения освобождения от сбора отходов потребления доступен для подписчиков электронного «ГБ»

Порядок расчета платы в случаях, когда импортеры в отчетном периоде применяют собственную систему сбора отходов, но не обеспечивают сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и отходов упаковки в необходимом количестве, определен в п. 12 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 (далее – постановление № 708).

Данной нормой не установлено, в отношении какой части ввозимых товаров «зачитывается» применение собственной системы сбора, а в отношении какой необходимо внести плату.

Но это и не имеет значения. Плата вносится исходя из массы и (или) площади ввезенной пленки.

Нередко импортируемая в республику пленка упакована в другой вид пленки с использованием клейкой ленты.

Необходимо ли в квартальном отчете заполнять по этой упаковке отдельную строку либо можно весь объем пленок включить в одну строку вместе с основным товаром?

Товар и упаковка отражаются в разных строках.

Импортеры определенных видов товаров должны не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять оператору информацию о выполнении производителями и поставщиками в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (далее – информация о выполнении обязанности) |*|.

* Правила заполнения информации о выполнении обязанности доступны для подписчиков электронного «ГБ»

Справочно: форма информации о выполнении обязанности определена постановлением № 708, а порядок ее заполнения – Инструкцией о порядке заполнения формы информации о выполнении производителями и поставщиками в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, утвержденной постановлением Минжилкомхоза Республики Беларусь от 18.03.2015 № 6 (далее – Инструкция).

Порядок заполнения такой информации зависит от того, каким образом импортер выполняет предусмотренную Указом № 313 обязанность. Так как в вопросе это не уточнено, рассмотрим ее заполнение и в том, и в другом случае.

Так, разд. I информации о выполнении обязанности заполняют импортеры, которые заключили договор с оператором.

Данные в разд. I отражаются в разрезе групп ввезенных товаров, а также ввезенных товаров в упаковке, в отношении которых возникла обязанность.

Раздел II информации о выполнении обязанности заполняют импортеры, применяющие собственную систему сбора отходов товаров и отходов упаковки из отходов потребления, в т.ч. если в отчетном периоде не обеспечивается минимальный процент сбора.

Данные в разд. II отражаются отдельно в разрезе ввезенных товаров, а также ввезенных товаров в полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковках, упаковке из комбинированных материалов, в отношении которых возникла обязанность.

Таким образом, в обоих разделах необходимо разделять товар и упаковку, выделяя для них соответствующие самостоятельные строки (пп. 13 и 26 Инструкции).

Организация ввозит уксус из Украины, который потом реализует на территории Республики Беларусь. Уксус ввозится в пластиковых бутылках, каждые 10 бутылок упакованы в картонные коробки, а те, в свою очередь, в большие картонные короба – транспортную тару.

При поставке на склад из транспортной тары коробки с бутылками извлекаются, и эта тара сдается как макулатура заготовительной организации. В торговом объекте после извлечения бутылок с уксусом из коробок последние также сдаются как макулатура заготовительной организации. В результате потребителю попадает только уксус в бутылке.

В отношении какой из упаковок возникает обязанность по Указу № 313?

В отношении всех перечисленных видов упаковки.

Организации, осуществляющие ввоз (импорт) товаров в полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковках, упаковке из комбинированных материалов, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).

Исключения (льготы) в части возникновения обязанности предусмотрены подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.

В рассматриваемом случае организация ввозит для реализации на территории республики товар (уксус), упакованный в два вида упаковки:

– полимерную упаковку – бутылки из полиэтилентерефталата;

– картонную упаковку – картонные коробки (в т.ч. транспортную тару).

Указанные товар и упаковка не подпадают под предусмотренные льготы.

Организация для производства пластиковой тары приобрела у предприятия в качестве сырья вторичные полимерные материалы.

Вправе ли она воспользоваться льготой, предусмотренной подп. 1.3 п. 1 Указа № 313?

Вправе при соблюдении ряда условий.

Организации, осуществляющие производство (являющиеся собственниками при производстве из давальческого сырья) товаров согласно приложению к Указу № 313, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств данных товаров (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).

Пластиковая тара (которая должна соответствовать позиции ТН ВЭД ЕАЭС 3923) названа в приложении к Указу № 313, поэтому у ее производителей возникает предусмотренная Указом № 313 обязанность.

В то же время на производителей полимерной упаковки и изделий из пластмасс, названных в приложении к Указу № 313, не распространяется обязанность в части данных произведенных товаров, в т.ч. если для их производства использовано не менее 30 % вторичных полимерных материалов (абз. 7 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).

Важно! Такие вторичные полимерные материалы должны быть произведены на территории Республики Беларусь с использованием не менее 70 % отходов пластмасс.

Покупателям вторичных полимерных материалов следует знать, что производитель таких материалов должен иметь лицензию на деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду (перечень лицензиатов представлен на официальном сайте Минприроды).

Поэтому условие, установленное Указом № 313 в отношении вторичных полимерных материалов, – производство на территории Республики Беларусь – может быть проверено наличием указанной лицензии.

Однако наличие лицензии не может гарантировать того, что лицензиат не продаст вторичный полимерный материал, привезенный, например, из Российской Федерации, а не произведенный на территории Республики Беларусь.

Поэтому покупатель такого сырья, претендующий на освобождение от обязанности, установленной Указом № 313, должен получить гарантии производителя вторичных полимерных материалов (и может быть установить ответственность) в отношении покупаемых вторичных полимерных материалов.

Также следует учесть, что данное исключение не распространяется на предприятие в целом, а применимо к конкретному товару из пластмасс, полимерной упаковке (партии, единице), при производстве которых использовались вторичные полимерные материалы (в состав которых в качестве компонента вошли вторичные полимерные материалы).

Организация организовала собственную систему сбора отходов товаров и отходов упаковки.

Какие требования необходимо ей выполнить для получения компенсации?

Требования к порядку получения компенсации расходов по сбору на территории Республики Беларусь отходов товаров и отходов упаковки установлены как самим Указом № 313, так и постановлением Минжилкомхоза от 14.08.2012 № 16 «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313» (далее – постановление № 16) |*|.

* Информация о размерах компенсаций, направляемых в 2015 г. организациям на возмещение расходов по сбору отходов потребления, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Приведем следующие основные требования:

1) собираемые отходы товаров и отходы упаковки должны:

– по происхождению относиться к отходам потребления.

Компенсация за собранные объемы отходов товаров и отходов упаковки, полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данные отходы образовались в результате производственной деятельности, не может быть выплачена;

– быть использованы и (или) обезврежены только на территории Республики Беларусь.

Исключением в данном случае являются лишь собираемые от населения отходы отработанных элементов питания (батареек), для которых на территории республики отсутствуют объекты по использованию и (или) обезвреживанию и в отношении которых должно быть обеспечено их хранение;

2) организация, заинтересованная в получении компенсации, должна:

– представить в адрес оператора пакет документов, предусмотренный постановлением № 16;

– быть зарегистрирована в специальном реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и отходов упаковки.

Справочно: форма такого реестра утверждена постановлением № 16.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup